Выступление председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера 26 июня на годовом общем собрании акционеров стало холодным душем для всех, кто рассчитывал на уход России с европейских газовых рынков. Несмотря на то, что значительная часть доклада главы «Газпрома» была посвящена дальневосточному направлению, данные, обнародованные Миллером, подтвердили, что вытеснение российского газа из энергетического баланса Европы не состоится. Более того, значение российских поставок для европейцев возрастёт.
Статистика свидетельствует о том, что в Европе на протяжении последних лет происходит снижение потребления газа (в 2010-2014 гг. почти на 20%). «В этот период только «Газпром» и норвежские производители сумели увеличить поставки, причем показатель «Газпрома» почти в 5 раз выше норвежского», - подчеркнул Миллер. Однако еще более знаменательно то, что при снижении спроса на газ в Европе доля «Газпрома» на европейском газовом рынке растет уже в течение 10 лет. Только с 2010 по 2014 г. рост составил почти 7 процентных пунктов. «Это долгосрочная тенденция, которая будет действовать в пользу «Газпрома» независимо от хода дел в европейской и мировой экономике», - подчеркнул Алексей Миллер.
Учитывая снижение собственной добычи в европейских странах, Евросоюзу предстоит уже в ближайшие годы решать проблему восполнения выпадающих объемов голубого топлива.
Если говорить о распределении российских поставок в Европу по маршрутам, то в 2014 году порядка 35% совокупных объемов были транспортированы по газопроводам «Голубой поток» и «Северный поток». В ближайшее время эти объёмы могут увеличиться, учитывая уже подписанные «Газпромом» с компаниями E.On, Shell и OMV соглашения о сооружении третьей и четвертой ниток газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Планируется также подключение к данному проекту компании BASF/Wintershall.
Введение в эксплуатацию газопровода, уже получившего название «Северный поток-2», запланировано до конца 2019 года. К этому же времени на южном фланге энергетических маршрутов заработает газопровод «Турецкий поток». Первая нитка данного трубопровода, рассчитанная на поставки на внутренний рынок Турции, выйдет на полную мощность в декабре 2016 года.
«Увеличение мощностей транспортировки на Балтике и строительство «Турецкого потока» - это диверсификация экспортных каналов для российского газа и укрепление энергетической безопасности Европы», - убеждены в «Газпроме».
Реализация проекта «Турецкий поток» не зависит от конфигурации новой правящей коалиции в Турции, считает аналитик турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Эрдал Танас Карагёль. С ним согласен руководитель турецкой компании FİBA Holding Хюсню Озъегин, который выделяет необходимость продолжать такие «гигантские» совместные с Россией проекты, как модернизация АЭС «Аккую» и сооружение «Турецкого потока», вне зависимости от формирования в Турции коалиционного правительства: «Это проекты не какой-либо партии, а всей страны», - напоминает Озъегин.
Состоявшаяся в середине июня в Баку во время проведения Первых европейских игр встреча президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана дала новый импульс двустороннему сотрудничеству. Президент Эрдоган и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз по итогам бакинской встречи заявили о необходимости как можно скорее скрепить подписями совместные проекты. «Россия и Турция незаменимы друг для друга», - говорит Танер Йылдыз. А президент Эрдоган подчеркнул необходимость в кратчайшие сроки преодолеть «период неопределенности» и сделать все необходимое, чтобы газопровод «Турецкий поток» был построен.
И, надо сказать, еще одним фактором в пользу проекта «Турецкий поток» являются, как ни парадоксально, греко-турецкие противоречия. И Турция, и Греция по разным причинам, но одинаково заинтересованы в сотрудничестве с Россией и при этом ревностно следят за успехами друг друга. Греческим ответом на переговоры российского и турецкого президентов в Баку стало подписание на Петербургском международном экономическом форуме российско-греческого межправительственного меморандума по «Турецкому потоку». Даже турецкие СМИ, как, к примеру, газета Radikal, вынуждены признать, что участие Греции в этом проекте позволяет сделать «гигантский шаг вперед». О своей заинтересованности послала сигнал Москве и Болгария, предложив, в частности, создать на своей территории газохранилище для обеспечения функционирования «Турецкого потока».
Новая архитектура европейской энергобезопасности на основе устойчивых поставок российского газа и разветвленных региональных сетей трубопроводов приобретает вполне реальные очертания. При всей важности тех или иных политических соображений «главной детерминантой остается цена на газ, который идет в Европу», - подчеркивает турецкое издание DUNYA. И с этой точки зрения конкурентов у России нет.