Незападные финансовые рынки и Россия: новые возможности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Восточное направление внешнеэкономической политики России открывает принципиально новые возможности в части доступности прямых инвестиций, инвестиционных кредитов и других источников финансирования. Данный вектор в полной мере совпадает с рекомендациями недавнего саммита глав государств и правительств группы БРИКС (Уфа, 8-10 июля), включающими развитие многостороннего сотрудничества по линии обеспечения доступа к источникам финансирования входящих в группу стран. Первые инвестиционные кредиты Банка развития БРИКС будут получены странами группы уже в 2016 году, и один из них предоставляется для реализации российско-южноафриканского проекта по разведке, добыче и обогащению рудно-металлургического сырья. 

По оценкам рабочих групп Делового совета БРИКС, процентные ставки этих кредитов будут минимум на четверть ниже, а сроки погашения – на треть, а то и наполовину длительнее в сравнении с кредитными условиями Международного валютного фонда (МВФ) и других западных финансовых структур. Существенно, что кредитные средства Банка развития БРИКС могут предоставляться в национальных валютах, минуя расчёты в долларах и евро. Выигрыш в данном случае заключается в том, что из-за перепадов курсов доллара и евро по отношению к валютам большинства стран мира происходит удорожание кредитов и займов, предоставляемых в этих «мировых» валютах как минимум на 10 %.

Что касается рынков новых внешних заимствований для России, то они не ограничиваются странами группы БРИКС. Важно, что в отличие от принципов, на которых работает Запад, финансовые рынки стран Ближнего Востока, Китая, Индии, Таиланда, Турции, новых индустриальных стран Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Сингапур) используют различные формы кредитования, выгодные кредитополучателям, ведущим производственную деятельность в сфере реальной экономики. Особенно привлекательна практика предоставления кредитно-инвестиционных ресурсов под конкретные отраслевые и/или социально-экономические программы и проекты. Немаловажно и то, что, по оценкам ЮНКТАД и ЮНИДО за 2014-2015 годы, напрямую с финансовыми институтами Запада связаны через дочерние партнерские структуры не более 45 % финансовых организаций стран третьего мира. Самый низкий уровень этого показателя – в Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии (в целом не более 40 %). То есть уровень охвата Западом мировой кредитно-инвестиционной системы не является не только «глобальным», но и критически высоким... 

Российские компании в условиях развёрнутой Западом санкционной войны против РФ внимательно присматриваются к незападным финансовым рынкам. По информации «Газпрома», «геополитическая ситуация вокруг Украины и введение экономических санкций против России со стороны США и ЕС затронули большинство российских компаний. «Газпром» рассматривает возможности диверсификации источников финансирования за счет азиатских рынков капитала. Компания ведет переговоры с азиатскими финансовыми институтами по ряду вопросов, среди которых – возможность размещения еврооблигаций в азиатских валютах… В июне текущего года глобальные депозитарные расписки «Газпрома» прошли процедуру листинга и были включены в котировальный список Сингапурской фондовой биржи. Рассматривается возможность получения листинга (1) ценных бумаг на Гонконгской фондовой бирже и повышение уровня листинга – на Сингапурской». По имеющейся информации, схожие планы существуют и у «Газпромнефти».

Возможности азиатских финансовых рынков выделяют и в ОАО «Российские железные дороги»: «Мы сейчас более активно работаем на внутреннем рынке заимствований. Ну и, конечно, азиатские рынки, – говорит заместитель начальника департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичёв. – Я уверен, что в ближайшее время мы закроем ряд сделок по привлечению финансирования с азиатских рынков».

Листинг в Азии обеспечивает прямой доступ к новым категориям азиатских инвесторов, в числе которых пенсионные фонды, страховые компании, промышленные корпорации, семейные фонды, управляющие компании многих банков стран этого макрорегиона. Следует подчеркнуть, что практически все эти виды заимствований и инвестирования успешно использовались в период введения односторонних американских санкций против Китайской Народной Республики (1950-е гг. – середина 1970-х гг.), Ирана (с середины 80-х), Бирмы (90-е – начало 2000-х гг.), Ливии (начало – середина 1970-х), Судана (с начала 1990-х гг.), Зимбабве (с середины 1990-х), Боливии (конец 1960-х - первая половина 1970-х), Бангладеш (первая половина 1970-х). В условиях сохранения антироссийских санкций подобный международный опыт, несомненно, полезен для многих российских экономических субъектов.

Спецификой незападных инвесторов и финансовых организаций является то, что они в целом не склонны предоставлять долгосрочные кредиты либо рефинансировать долговые обязательства стран-партнёров и их компаний. Западным же финансовым структурам не только экономически, но и политически выгодно продлевать и тем более увеличивать долговые обязательства зарубежных партнеров. В последнее время указанная специфика незападных финансовых рынков проявилась, в частности, в том, что за апрель 2014– июнь 2015 гг. в общем объеме кредитно-инвестиционных ресурсов, предоставленных участниками этих рынков своим партнерам в Российской Федерации, доля производственных и инфраструктурных инвестиционных проектов превысила 65 %. Проще говоря, участники незападных финансовых рынков предпочитают не одалживать средства, а прямо или косвенно финансировать конкретные и перспективные экономические проекты. Один из последних примеров такого рода – достигнутые в апреле-июле 2015 г. договоренности по экономическому сотрудничеству между правительствами и компаниями России и Таиланда. Данные договорённости предусматривают, что в 2015-2019 гг. в общем объеме взаимного финансирования сторонами совокупная доля прямых инвестиций и инвестиционных кредитов для конкретных отраслевых проектов в обеих странах составит не менее 60 %. А в прорабатываемых сейчас программах экономического сотрудничества России с Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном и Кувейтом данный показатель в целом превысит 60 %. 

(1) Листинг – совокупность процедур по введению ценных бумаг на фондовый рынок. Листинг позволяет компании выйти на рынок ценных бумаг, привлекая дополнительные инвестиции. В ходе листинга ценную бумагу вносят в Котировальный список первого или второго уровня. В соответствии с законодательством Российской Федерации компания должна пройти процедуру первичного размещения ценных бумаг на одной из российских бирж для того, чтобы иметь возможность провести листинг за границей.

Статьи по теме