Вехи экономической интеграции и делового сотрудничества в Евразии

telegram
Более 50 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 90 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Санкционная война Запада против России и ответные меры Российской Федерации не могут не приводить к перестройке структуры международных экономических связей. Стена санкций, которую западные страны возвели на пути торговли и инвестиционного сотрудничества с Россией, оборачивается открытием новых возможностей на Востоке. Здесь всё более заметно взаимодействие двух контуров, образуемых соответственно Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В последние месяцы на этих направлениях происходят интересные и важные события.

В январе 2015 г. к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия. На июльском саммите ШОС в Уфе расширился круг стран, имеющих статус наблюдателей при ШОС (теперь это Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) и статус партнёров ШОС по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка). А самое важное, чем была отмечена встреча в верхах лидеров ШОС в Уфе, это то, что началась процедура вступления в полноправные члены ШОС Индии и Пакистана.

Сегодня происходит наложение двух интеграционных контуров – ШОС и ЕЭАС. Так, Россия и Казахстан, например, являются членами обоих объединений, а вступающая в члены ШОС Индия ведёт переговоры с Евразийской экономической комиссией о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Как отметил 18 августа чрезвычайный и полномочный посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван в интервью РИА Новости, «широкое взаимодействие между Индией и Евразийским экономическим союзом… может привести к значительному скачку нашего экономического сотрудничества».

31 июля 2015 года в Москве прошла встреча экспертов по намечаемому соглашению о зоне свободной торговли ЕАЭС – Индия. Работа сосредоточилась сейчас на согласовании тех секторов, которые будут охватываться разрабатываемым документом. Готовится совместный доклад с рекомендациями для правительств заинтересованных стран. Все эти вопросы займут своё место на встрече лидеров России и Индии, президента В.Путина и премьер-министра Н.Моди, которая должна состояться осенью сего года.

Введение практики свободной торговли с таким экономическим объединением, как ЕАЭС, привлекает всё новые страны. Сейчас режимом свободной торговли с Евразийским экономическим союзом связаны Абхазия, Южная Осетия, Узбекистан, Таджикистан; с некоторыми ограничениями по отдельным товарам – Молдова. Кроме того, в 2015-2016 годах планируется завершить переговоры о введении режима свободной торговли стран-членов ЕАЭС с Чили, Турцией, Зимбабве, Израилем, Монголией, Тунисом. 

В мае текущего года был подписан договор о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В том же месяце заявку на создание ЗСТ с ЕАЭС направил Египет. В июле источник в Евразийской экономической комиссии сообщил агентству РИА Новости, что зону свободной торговли могут создать Евразийский экономический союз и Сирия. Тогда же, в июле, сайт Министерства промышленности и торговли РФ опубликовал информацию, согласно которой государства Евразийского экономического союза готовы договориться о создании зоны свободной торговли с Таиландом.

Относительно значения торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС с Таиландом следует сказать, что эта страна располагает значительным опытом переработки газового сырья в СПГ и планирует расширять своё присутствие как на мировом СПГ-рынке, так и в зарубежных проектах в этой отрасли. Весьма показательны в этом отношении попытки Вашингтона торпедировать российско-тайское сотрудничество в газовой сфере. 

В середине июля министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что «таиландской стороне переданы предложения об участии в инвестициях в завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) во Владивостоке и в эксплуатации этого завода». По оценкам, ввод в действие этого предприятия мог бы повысить долю российского сжиженного природного газа на мировом рынке как минимум до 7% против нынешних 3%. Проект имеет большое значение для развития восточной части Единой системы газоснабжения России и увеличения поставок российского газа на рынки стран АТР, в том числе в Японию.

Однако в начале августа было объявлено о решении Вашингтона распространить отраслевые санкции США на Южно-Киринское нефтегазовое месторождение «Газпрома» (в Охотском море на северо-восточном шельфе Сахалина), которое считается основной ресурсной базой проекта «Владивосток - СПГ». Это решение означает, в частности, что произведенное в США оборудование впредь не может быть экспортировано в РФ для разработки указанного месторождения. «Американцы начинают оказывать сильнейшее влияние на проекты по развитию восточных программ "Газпрома"», - прокомментировал введение санкций против Южно-Киринского месторождения глава консультационной группы Creon Energy Фарес Кильзие. Сорваны планы и Таиландской государственной нефтегазовой компании PTT, которая должна была принять участие в строительстве и эксплуатации завода во Владивостоке.

Однако чем более вызывающие шаги делают США в развязанной ими экономической войне против России, тем активнее деловые круги стран Азии и России ведут поиск таких инвестиционных решений и торговых схем, которые шаг за шагом видоизменяют сложившуюся к концу прошлого века структуру международных экономических связей не в пользу самозваного «глобального гегемона». 

Помимо Вьетнама и Таиланда торгово-экономическое сотрудничество РФ наметилось с целым рядом других стран/территорий ЮВА - Камбоджей, Сингапуром, Малайзией, Гонконгом, Макао, Брунеем. В общей сложности российская сторона проводит сейчас с этими странами переговоры о кредитных линиях и/или о прямых инвестициях примерно для 30 производственных и инфраструктурных проектов. Так, за получением Камбоджей статуса страны-наблюдателя в ШОС последовали визит правительственной делегации РФ в Камбоджу и двухсторонний бизнес-форум в Пномпене, в ходе которого камбоджийская сторона заявила о заинтересованности в поставках из России продукции машиностроения, авиатехники, оборудования по разведке и добыче нефтегазового сырья, а также в совместных проектах в энергетике и железнодорожной сети Камбоджи. Сейчас прорабатываются варианты российского участия в проекте общерегиональной железной дороги Хо Ши Мин (Вьетнам) – Пномпень – Баттамбанг (Камбоджа) – Бангкок (Таиланд).

Плодотворными в части экономической интеграции и делового сотрудничества в Евразии обещает стать завершение 2015 года. В декабре в Казани пройдёт форум «Евразийская экономическая интеграция», участники которого обсудят перспективы создания единого экономического пространства – так называемого евразийского общего рынка. На октябрь намечен первый Форум малого бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС в Уфе. Среди задач форума – выработка предложений по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства на региональные рынки стран ШОС и БРИКС, формирование механизмов и инструментов поддержки межрегиональных инновационных и инвестиционных инициатив. В сентябре состоится визит в Китай премьер-министра Армении Овика Абрамяна, в ходе которого будет обсуждаться вопрос строительства железной дороги Иран – Армения как одного из участков международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».

Не будет преувеличением сказать, что сегодня мы наблюдаем второе рождение идеи прокладки МТК «Север – Юг» (идея впервые была выдвинута в 1993 году, в 2000 году она была скреплена соглашением между Россией, Индией и Ираном). Этот трансконтинентальный транспортный коридор вдвое сокращает время транспортировки грузов между Азией и Европой по сравнению с уже действующим маршрутом через Суэцкий канал.  

Характерно, что маршрут МТК «Север – Юг» повторяет старинный торговый путь, освоенный купцами ещё в древности. В настоящее время обсуждается прокладка коридора на участке от Нава Шева (крупнейший морской порт на западном побережье Индии) через Бендер-Аббас (порт на юге Ирана, занимающий стратегическую позицию в Ормузском проливе), далее сухопутным путём через территорию Ирана в Энзели (иранский порт на Каспии), оттуда в Астрахань и Баку. Рабочим органом высокого уровня в этом проекте является Совет министров иностранных дел по международному транспортному коридору «Север-Юг», очередное заседание которого проходит в Нью-Дели 21 августа.