Санкционная война Запада против России и ответные меры Российской Федерации не могут не приводить к перестройке структуры международных экономических связей. Стена санкций, которую западные страны возвели на пути торговли и инвестиционного сотрудничества с Россией, оборачивается открытием новых возможностей на Востоке. Здесь всё более заметно взаимодействие двух контуров, образуемых соответственно Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В последние месяцы на этих направлениях происходят интересные и важные события.
В январе 2015 г. к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия. На июльском саммите ШОС в Уфе расширился круг стран, имеющих статус наблюдателей при ШОС (теперь это Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия, Пакистан) и статус партнёров ШОС по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка). А самое важное, чем была отмечена встреча в верхах лидеров ШОС в Уфе, это то, что началась процедура вступления в полноправные члены ШОС Индии и Пакистана.
Сегодня происходит наложение двух интеграционных контуров – ШОС и ЕЭАС. Так, Россия и Казахстан, например, являются членами обоих объединений, а вступающая в члены ШОС Индия ведёт переговоры с Евразийской экономической комиссией о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Как отметил 18 августа чрезвычайный и полномочный посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван в интервью РИА Новости, «широкое взаимодействие между Индией и Евразийским экономическим союзом… может привести к значительному скачку нашего экономического сотрудничества».
31 июля 2015 года в Москве прошла встреча экспертов по намечаемому соглашению о зоне свободной торговли ЕАЭС – Индия. Работа сосредоточилась сейчас на согласовании тех секторов, которые будут охватываться разрабатываемым документом. Готовится совместный доклад с рекомендациями для правительств заинтересованных стран. Все эти вопросы займут своё место на встрече лидеров России и Индии, президента В.Путина и премьер-министра Н.Моди, которая должна состояться осенью сего года.
Введение практики свободной торговли с таким экономическим объединением, как ЕАЭС, привлекает всё новые страны. Сейчас режимом свободной торговли с Евразийским экономическим союзом связаны Абхазия, Южная Осетия, Узбекистан, Таджикистан; с некоторыми ограничениями по отдельным товарам – Молдова. Кроме того, в 2015-2016 годах планируется завершить переговоры о введении режима свободной торговли стран-членов ЕАЭС с Чили, Турцией, Зимбабве, Израилем, Монголией, Тунисом.
В мае текущего года был подписан договор о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. В том же месяце заявку на создание ЗСТ с ЕАЭС направил Египет. В июле источник в Евразийской экономической комиссии сообщил агентству РИА Новости, что зону свободной торговли могут создать Евразийский экономический союз и Сирия. Тогда же, в июле, сайт Министерства промышленности и торговли РФ опубликовал информацию, согласно которой государства Евразийского экономического союза готовы договориться о создании зоны свободной торговли с Таиландом.
Относительно значения торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС с Таиландом следует сказать, что эта страна располагает значительным опытом переработки газового сырья в СПГ и планирует расширять своё присутствие как на мировом СПГ-рынке, так и в зарубежных проектах в этой отрасли. Весьма показательны в этом отношении попытки Вашингтона торпедировать российско-тайское сотрудничество в газовой сфере.
В середине июля министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что «таиландской стороне переданы предложения об участии в инвестициях в завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) во Владивостоке и в эксплуатации этого завода». По оценкам, ввод в действие этого предприятия мог бы повысить долю российского сжиженного природного газа на мировом рынке как минимум до 7% против нынешних 3%. Проект имеет большое значение для развития восточной части Единой системы газоснабжения России и увеличения поставок российского газа на рынки стран АТР, в том числе в Японию.
Однако в начале августа было объявлено о решении Вашингтона распространить отраслевые санкции США на Южно-Киринское нефтегазовое месторождение «Газпрома» (в Охотском море на северо-восточном шельфе Сахалина), которое считается основной ресурсной базой проекта «Владивосток - СПГ». Это решение означает, в частности, что произведенное в США оборудование впредь не может быть экспортировано в РФ для разработки указанного месторождения. «Американцы начинают оказывать сильнейшее влияние на проекты по развитию восточных программ "Газпрома"», - прокомментировал введение санкций против Южно-Киринского месторождения глава консультационной группы Creon Energy Фарес Кильзие. Сорваны планы и Таиландской государственной нефтегазовой компании PTT, которая должна была принять участие в строительстве и эксплуатации завода во Владивостоке.
Однако чем более вызывающие шаги делают США в развязанной ими экономической войне против России, тем активнее деловые круги стран Азии и России ведут поиск таких инвестиционных решений и торговых схем, которые шаг за шагом видоизменяют сложившуюся к концу прошлого века структуру международных экономических связей не в пользу самозваного «глобального гегемона».
Помимо Вьетнама и Таиланда торгово-экономическое сотрудничество РФ наметилось с целым рядом других стран/территорий ЮВА - Камбоджей, Сингапуром, Малайзией, Гонконгом, Макао, Брунеем. В общей сложности российская сторона проводит сейчас с этими странами переговоры о кредитных линиях и/или о прямых инвестициях примерно для 30 производственных и инфраструктурных проектов. Так, за получением Камбоджей статуса страны-наблюдателя в ШОС последовали визит правительственной делегации РФ в Камбоджу и двухсторонний бизнес-форум в Пномпене, в ходе которого камбоджийская сторона заявила о заинтересованности в поставках из России продукции машиностроения, авиатехники, оборудования по разведке и добыче нефтегазового сырья, а также в совместных проектах в энергетике и железнодорожной сети Камбоджи. Сейчас прорабатываются варианты российского участия в проекте общерегиональной железной дороги Хо Ши Мин (Вьетнам) – Пномпень – Баттамбанг (Камбоджа) – Бангкок (Таиланд).
Плодотворными в части экономической интеграции и делового сотрудничества в Евразии обещает стать завершение 2015 года. В декабре в Казани пройдёт форум «Евразийская экономическая интеграция», участники которого обсудят перспективы создания единого экономического пространства – так называемого евразийского общего рынка. На октябрь намечен первый Форум малого бизнеса стран-участниц ШОС и БРИКС в Уфе. Среди задач форума – выработка предложений по облегчению доступа субъектов малого предпринимательства на региональные рынки стран ШОС и БРИКС, формирование механизмов и инструментов поддержки межрегиональных инновационных и инвестиционных инициатив. В сентябре состоится визит в Китай премьер-министра Армении Овика Абрамяна, в ходе которого будет обсуждаться вопрос строительства железной дороги Иран – Армения как одного из участков международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».
Не будет преувеличением сказать, что сегодня мы наблюдаем второе рождение идеи прокладки МТК «Север – Юг» (идея впервые была выдвинута в 1993 году, в 2000 году она была скреплена соглашением между Россией, Индией и Ираном). Этот трансконтинентальный транспортный коридор вдвое сокращает время транспортировки грузов между Азией и Европой по сравнению с уже действующим маршрутом через Суэцкий канал.
Характерно, что маршрут МТК «Север – Юг» повторяет старинный торговый путь, освоенный купцами ещё в древности. В настоящее время обсуждается прокладка коридора на участке от Нава Шева (крупнейший морской порт на западном побережье Индии) через Бендер-Аббас (порт на юге Ирана, занимающий стратегическую позицию в Ормузском проливе), далее сухопутным путём через территорию Ирана в Энзели (иранский порт на Каспии), оттуда в Астрахань и Баку. Рабочим органом высокого уровня в этом проекте является Совет министров иностранных дел по международному транспортному коридору «Север-Юг», очередное заседание которого проходит в Нью-Дели 21 августа.