Материалы для поездки Джона Керри по Центральной Азии в Госдепартаменте США готовили давно, и главная формула американского плана была тщательно выверена. Публике эту формулу сообщили ещё на брифинге в Вене. Перед вылетом госсекретаря в Бишкек он многозначительно произнёс: «Это не игра с нулевой суммой».
В теории игр данная формула означает такой характер взаимодействия между сторонами, когда проигрыш одного из участников игры автоматически ведёт к выигрышу другого. В условиях биполярного мира и противостояния США/СССР формулой «игра с нулевой суммой» часто описывали динамику международных отношений. С тех пор, однако, мир очень изменился, и встаёт вопрос: что хотел выразить Керри, напомнив об этой формуле сегодня? Если бы такой вопрос поставили перед Джен Псаки, она бы ответила без запинки: «Америка учитывает интересы России, Америка за сотрудничество с Россией, Америка совместно с Россией против международного терроризма». Однако инициатива США, отношение к которой Керри зондировал на встречах с главами государств Средней Азии, имеет, на наш взгляд, иное содержание. Рассмотрим по пунктам.
Пункт первый – образование. Кто против? Абсолютно необходимая составляющая для увеличения человеческого капитала любой страны. Вот и Керри выступил в Бишкеке перед студентами на открытии АУЦА – Американского университета в Центральной Азии. Дал кое-какие подсказки. Процитируем госсекретаря: «К примеру, в Сирии один вышел на протест и сжег себя, что стало поводом для выхода молодежи с протестами. Их разогнали. Это в свою очередь подняло на протест своих родителей. Так все началось в Сирии».
Здесь молодым людям напрямую прелагается модель поведения. Модель дестабилизации государства и целого региона. Чтобы всё было понятно, продолжим цитату: «Сегодня весь мир плотно связан между собой. Каждый имеет смартфон... Каждый может управлять процессами, и у каждого есть девайсы, гаджеты. Каждый сможет выразить себя в соцсетях и задать вопрос. Это один из сильнейших инструментов, который когда-либо был изобретен».
Пункт второй – энергетика. На переговорах с Исламом Каримовым госсекретарь США напомнил о таком проекте, как CASA-1000, цель которого - создание регионального рынка электроэнергии, поступающей из Центральной Азии в Южную. Американцы задумали этот проект несколько лет назад и ещё в декабре 2013 года выделили на него 15 миллионов долларов. Заметим, что сумма ничтожно мала и может покрыть лишь часть проектных работ, причём без привязки к местности. Если же говорить о подстанциях, высоковольтных линиях передач, диспетчерских и прочих сетевых объектах, данную сумму потребуется увеличить на три порядка. И это без стоимости отчуждаемой земли, без расходов на охрану электролинии при её прокладке через Афганистан и Северо-Западную пограничную провинцию Пакистана - главного бенефициара электрического рынка. Число 1000 обозначает количество мегаватт, которое в период пиковой летней нагрузки должен получить Пакистан от генерирующих мощностей Таджикистана и Кыргызстана. Доля Афганистана – 300 мегаватт. Всё сбалансированно и благородно.
Однако добавим перечень проблем. Первая – между странами-участницами проекта (Таджикистан, Киргизия, Афганистан, Пакистан) отсутствуют взаиморасчёты, вторая – нет капитала для инвестиций в энергетическую инфраструктуру, третья – зимой самому Таджикистану не хватает энергии, а Узбекистан к тому же иногда её отключает. Наконец, кто контролирует распределение энергии, тот определяет и цену на неё. Контролировать рубильник будет наднациональная структура, подчинённая тому, кто даст деньги. Например, Всемирный банк. И заём эти прагматичные люди предоставят под вполне определённый залог: Рогунская ГЭС от Таджикистана, Камбартинская ГЭС от Кыргызстана. От Афганистана – залежи богатейших полезных ископаемых, которые там обнаружены.
Как сломить сопротивление Узбекистана планам развития гидроэнергетики у соседей? Привести к власти послушный режим. Как обеспечить безопасность транзита через Афганистан? Установить и там однотипный послушный режим. Ну а какой режим может быть одновременно послушным Западу и одинаковым для Афганистана и Узбекистана? Ответ один: халифат. И установлению халифата должна предшествовать долгая кровавая смута. На годы.
Вывод однозначный: CASA-1000 при нынешнем характере отношений между государствами Центральной Азии поведёт к хаосу и дестабилизации.
Пункт третий – международная торговля. Надо, призывает Джон Керри, выйти из стратегической торговой изоляции, преодолеть барьеры, которые разделяют страны региона. Госсекретарь использовал термин connectivity, указывающий на взаимосвязь элементов структуры. Кто против? Только не забудьте о деталях. Дословно в Самарканде Керри сказал об этом так. «Мы хотим работать вместе для создания общего проекта – Нового Шёлкового Пути». Главное здесь – определение «новый», поскольку проект Шелкового пути с пометкой «китайский» имеет широтное направление, с востока на запад. «Новый» - это американский проект, перечёркивающий планы Китая и предполагающий развитие коммуникаций в меридиональном направлении - с севера на юг. Если китайцы планомерно создают инфраструктуру для широтного проекта, вкладывая в это дело миллиарды, то американский Новый шёлковый путь – это мыльный пузырь, мышеловка с бесплатным сыром (обещанием финансирования со стороны Всемирного банка).
Очень важно, что господин Керри видит условиями реализации проекта. Продолжим цитирование: «Мы хотим работать вместе с вами для исправления процедур при пересечении границ, по трансграничной инфраструктуре, с тем, чтобы устранить излишние отягощения для бизнеса, и для борьбы с коррупцией». Коррупция – это очень плохо, чтобы её искоренить, в постсоветских странах нужно менять правящие элиты. Чтобы изменить правила пересечения границы, нужно отменить паспортный контроль и не интересоваться принадлежностью отдельных лиц к отдельным организациям вроде «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) или «Исламского государства» (ИГ)*. Чтобы отменить нагрузку на бизнес, нужно пересмотреть налоги и изменить систему формирования бюджета.
А вывод один: чтобы последовать путём, который нарисовал госсекретарь США, нужно произвести в странах Центральной Азии смену режимов и установить там внешнее управление. Без организованного и направленного социального взрыва это невозможно.
Рецепты Керри для Центральной Азии – это действительно не игра с нулевой суммой. Проигрыш России в регионе не приведёт автоматически к выигрышу Америки по той причине, что он поведёт к затяжному хаосу, на фоне которого гражданская война 90-х годов в Таджикистане покажется благословенными временами.
Для США перспектива хаоса в Центральной Азии существенно предпочтительнее интеграции региона в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).