Визит в начале ноября в Москву Верховного муфтия Сирии шейха Ахмада Бадр эд-Дина Хассуна был не первым его приездом в Россию.В этот раз, как и в предыдущие его посещения Москвы, у шейха Хассуна состоялись встречи и беседы с руководством МИД РФ, с представителями российского мусульманского сообщества, журналистами, общественностью.
Шейх Хассун, будучи духовным лидером сирийских мусульман, большинство которых являются приверженцами суннитского направления в исламе, является видным общественным деятелем. Он играет важную роль в религиозной, общественной и политической жизни не только Сирии, но и всего Ближнего Востока. Шейх Хассун твёрдо стоит на позициях поддержки руководства Башара Асада в его борьбе против радикальных исламистских группировок. Будучи богословом, он умеет убедительно разоблачать попытки радикалов-исламистов извратить ислам, использовать его для прикрытия террора.
Автору этих строк доводилось встречаться с шейхом Хассуном в Сирии, слушать его яркие выступления в Москве. Запомнилась мысль, которую неизменно проводит этот авторитетный мусульманский богослов: вооруженное противостояние в Сирии – это не война между суннитами и алавитами, к которым принадлежат сирийские руководители, как лживо изображают это на Западе и в странах Персидского залива.
Ярким примером того, что суннитская община Сирии в большинстве своем поддерживает сирийское руководство, является сам шейх Хассун, исповедующий суннизм. Он пережил личную трагедию, когда за отказ перейти на сторону радикальных исламистов боевики убили его сына. Верховный муфтий приводит множество примеров преступлений боевиков из вооруженных исламистских группировок, совершающих массовые убийства сирийцев вне зависимости от их вероисповедания. Убивают суннитов, алавитов, шиитов, христиан, имевших хоть какое-то отношение к осуществлению власти в Сирии. Убивают государственных служащих, учителей, представителей интеллигенции, религиозных деятелей, противостоящих терроризму. Один известный суннитский имам, призывавший к прекращению насилия и диалогу с властями, был убит боевиками прямо на пороге мечети, где он читал проповедь.
Что касается расхожего мнения о том, что все сирийское руководство состоит исключительно из алавитов (это мнение распространяется и частью российских СМИ), то оно просто не соответствует действительности. Шейх Хассун напоминает, что министр обороны Сирии, погибший во время террористического акта в июле 2012 года, был христианином. Почему СМИ об этом молчат? Молчат и о том, что супруга президента Башара Асада происходит из известной суннитской семьи, что она исповедует суннизм.
В то же время Сирия долго оставалась успешным светским государством, каким его создавала Партия арабского социалистического возрождения (БААС). Государством, в котором мирно сосуществовали более 20 конфессий. И лишь с началом в 2011 г. инспирированного извне конфликта стали искусственно разжигаться межконфессиональная вражда, создаваться и вооружаться радикальные исламистские группировки. Большая часть боевиков, воюющих против правительства, свидетельствует шейх Хассун, представлена иностранными наёмниками, собранными чуть ли не со всего мира - из восьми десятков государств. США, другие страны НАТО, особенно Турция, а также Саудовская Аравия и Катар, реализуя свои интересы в регионе, поддерживают эти группировки. Наиболее экстремистское крыло радикального исламизма, используя эту поддержку, создало пресловутое «Исламское государство» (ИГ), начавшее военную экспансию в Ближневосточном регионе и теперь уже за его пределами. Созданная якобы для борьбы с ИГ коалиция государств, возглавляемая американцами, лишь имитирует борьбу.
А когда Россия, откликаясь на официальную просьбу президента САР о помощи, начала наносить силами своих Воздушно-космических сил (ВКС) чувствительные удары по позициям ИГ, позволившие сирийской армии начать успешное наступление, на Западе и странах Персидского залива поднялась новая пропагандистская волна. Россию принялись обвинять в нанесении ударов по «умеренной оппозиции», по «гражданским объектам и мирным жителям». Одним из обвинений (шейх Хассун говорит, что, к сожалению, ему приходилось встречать их в российских СМИ) было то, что Россия якобы «воюет с суннитами и помогает алавитам и лично Башару Асаду удержаться у власти».
В ответ на эти инсинуации шейх Хассун говорит: «Россия в Сирии защищает мирных граждан от террористов, а в перспективе – своих собственных граждан от террористической угрозы… Террористы – выходцы из России, которые воюют сейчас в Сирии, готовы вернуться и воевать уже на российской земле. Мы благодарны российскому руководству, направившему к нам российских лётчиков. Они сражаются не за Асада, не за Путина – они сражаются за всех нас, сирийцев и россиян».
И напоследок Верховный муфтий Сирии шейх Хассун подчёркивает: «Россия нуждается в более мощной работе средств массовой информации, чтобы доносить миру правду о том, что происходит».