В своём программном выступлении в сейме новый премьер-министр Польши Беата Шидло, представительница партии «Право и справедливость» («ПиС»), заявила, что во внешней политике Варшава будет ориентироваться на США как гаранта безопасности всего мира.
«ПиС» пришла к власти по итогам парламентских выборов 25 октября 2015 г. и объявила о пересмотре курса предыдущего правительства по таким щекотливым вопросам, как система европейской безопасности и миграционный кризис. Способом решения первого вопроса Варшава видит укрепление восточного фланга НАТО за счёт усиления американского присутствия в Европе. Польские власти уверены, что опора на Вашингтон позволит Польше укрепить её геополитическое положение.
На программу расширения военного присутствия США в Восточной Европе будет, видимо, ориентирован подход ко всем остальным проблемам, с которыми предстоит иметь дело новому польскому правительству. Это касается и проблемы беженцев.
Предыдущее правительство, сформированное партией «Гражданская платформа» («ГП»), согласившись принять тысячи беженцев с Ближнего Востока, поначалу подверглась острой критике со стороны «ПиС». Вместе с тем новое правительство, публично критикуя Брюссель за навязывание квот по распределению мигрантов, заявляет устами министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского, что вынуждено выполнить «обязательства предыдущего правительства» и принять мигрантов из Сирии. При этом сам В. Ващиковский выражает сомнение в способности польских спецслужб эффективно противостоять угрозе терроризма.
По состоянию на сентябрь 2015 г. въезд в Польшу был запрещён 452 иностранцам, из них 202 – из Сирии. У польских спецслужб были веские основания подозревать их в связях с ближневосточными исламистами.
«ПиС», как и «ГП», строит своё политическое выживание на подчинении польских интересов интересам Вашингтона. Это прямо следует из последнего радиоинтервью Витольда Ващиковского. Комментируя планы Барака Обамы создать международную коалицию для борьбы с запрещённым в России «Исламским государством» (ИГ), новый глава польской дипломатии заявил, что американцам следует, прежде всего, обратиться за помощью к Польше. Правда, военную помощь, уточнил он, Польша оказать Америке не сможет, но готова, мол, содействовать действиям США на Ближнем Востоке на дипломатическом и гуманитарном поле.
Между тем обеспокоенность жителей Польши наплывом в их страну беженцев из арабских стран растёт. Глава редколлегии журнала «Мусульмане Речи Посполитой», бывший имам мусульманской общины Гданьска, член «ПиС» профессор Селим Хазбиевич говорит, что мигранты агрессивно навязывают польским мусульманам, уже давно интегрированным в польское общество, радикальные версии ислама. Под их влиянием европеизированный польский ислам может измениться до неузнаваемости.
В 2014 г. произошёл конфликт между Мусульманским религиозным союзом (МРС), учреждённым ещё в 1925 г. и объединяющим поляков мусульманского происхождения, и Мусульманской лигой Польши – организацией, созданной недавно осевшими в Польше арабами. В Гданьске дошло до открытого столкновения: МРС заставил арабского имама-радикала местной мечети Хани Храиша покинуть свой пост. Не обошлось без драк и стрельбы.
Несмотря на всё это, польские власти планируют открытие ещё одно центра размещения мигрантов на несколько тысяч мест (в городе Звадронь возле польско-словацкой границы). Очевидно, что новое польское правительство точно так же выполняет указания Брюсселя, проводящего в свою очередь курс Вашингтона, как и предыдущее правительство.
Эксперт по вопросам международной политики доктор Войцех Шевко, выступая с интервью на «Польском радио», заявил, что главными спонсорами «Исламского государства» (ИГ) являются США, Британия и Франция. Правительства этих стран так и не отказались от своей цели – насильственной смены режима в Сирии. В том же направлении ведут работу ведущие западные СМИ, подталкивая арабскую молодёжь к участию в войне против Башара Асада на стороне исламских радикалов.
Чем грозит это Польше, где смена правительств и правящих партий ничего не меняет в приверженности польских правящих кругов атлантизму?
Напомним, что до сих пор в польском законодательстве нет чёткого определения терроризма. Это позволяет приверженцам радикального ислама чувствовать себя в Польше совершенно свободно. В стране открыто вещают два информационных портала «Вилайят Кавказ» (на польском языке); наблюдается активизация исламских радикалов в польских социальных сетях.
До недавнего времени считалось, что в Польше террористическая угроза не столь актуальна, как, скажем, во Франции, Бельгии или Германии, – по той причине, что целью номер один для исламистов Польша не является. Однако эта ситуация, считает доктор Войцех Шевко, может измениться за 24 часа.