Важным фактором обострившейся международной обстановки на Ближнем Востоке стали переговоры Президента России Владимира Путина и короля Иорданского Хашимитского Королевства Абдаллы II, состоявшиеся в Москве 24 ноября. Лидеры обсудили двустороннее сотрудничества, усиление противодействия терроризму, объединение сил, борющихся с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ), пути преодоления сирийского кризиса.
Сирийский кризис напрямую затронул Иорданию, в первую очередь – в связи с наплывом в страну большого количества беженцев. Сейчас в Иордании находится примерно 1 млн. 300 тыс. сирийских беженцев, это пятая часть населения страны. Отсюда ряд непростых проблем, возникших в последнее время у иорданских властей.
Во-первых, обустройство лагерей для беженцев и самая необходимая помощь им ложится тяжким бременем на бюджет Иордании. Во-вторых, сирийские беженцы, способные работать, занимают рабочие места и создают конкуренцию для иорданцев, а проблема безработицы в стране стоит достаточно остро. В-третьих, среди беженцев есть немало тех, кто исповедует радикальный исламизм, бывших боевиков и просто уголовников. Ситуация осложняется тем, что в Иордании легально действуют «умеренные» исламистские организации, членов которых не так просто отличить от радикалов, в том числе «Братьев-мусульман», симпатизирующих ИГ. Иорданским правоохранительным органам становится всё труднее контролировать ситуацию с безопасностью в стране, тем более что главари ИГ открыто угрожают распространить военную экспансию на территорию Иордании.
Иорданская экономика во многом зависит от помощи США, и Амман традиционно следовал в русле американской политики. Иордания присоединилась к коалиции, возглавляемой США, и до последнего времени высказывания иорданских официальных лиц по сирийскому вопросу не отличались от того, что говорили в Вашингтоне. Однако в последнее время позиция Аммана стала меняться. Во многом этому способствовали успехи операции российских ВКС в Сирии. Иордания выразила желание координировать действия своих военных с российскими. Намечено создание в Аммане информационно-логистического центра по аналогии с созданным в Ираке. Король Абдалла в интервью телеканалу Euronews заявил о важной роли России в борьбе с ИГ, призвав Запад к более тесному сотрудничеству с российскими военными и подтвердив, что все вопросы о политическом руководстве Сирии должны решаться после подавления террористических группировок. Абдалла II отметил , что боевики ИГ, совершающие варварские преступления против гражданского населения, не имеют ничего общего с мусульманской религией и лишь «разжигают гражданскую войну в исламе».
Успехи сирийской армии и помощь России дают надежду сирийскому народу на возвращение мира в страну. Автор этих строк неоднократно бывал в Сирии со времени начал там конфликта, последний раз - в ноябре 2015 г. Можно констатировать, что эта страна, не смотря на четыре с половиной года тяжелой борьбы с террористическими группировками, поддерживаемыми Западом, Турцией и монархиями Персидского залива, продолжает жить и развиваться. Правительство Сирии приняло программу восстановления промышленной и энергетической инфраструктуры и разрабатывает планы развития страны на послевоенный период. В Дамасском университете, где автору довелось читать лекцию в ноябре 2015 г., продолжают учиться 130 тысяч студентов. Всего в Сирии 27 университетов и только 4 из них в районах, оккупированных боевиками, не функционируют. Продолжает свою работу Союз писателей Сирии, регулярно публикующий свою газету и четыре журнала. В районах, не захваченных исламистскими бандформированиями, по-прежнему работают предприятия.
Освобождение Сирии от террористов происходило бы гораздо быстрее, если бы через турецкую границу не шло 75% помощи «воинам джихада» – людьми, оружием, боеприпасами. Через Турцию осуществляется контрабанда нефти, захваченной боевиками в Сирии и Ираке. От этого бизнеса на крови имеют громадные доходы как главари ИГ, так и высокопоставленные турецкие посредники в Анкаре. Именно от них Россия получила «удар в спину», как назвал Путин на встрече с королем Иордании атаку на российский самолет, сбитый в воздушном пространстве Сирии.