Геополитические инициативы в «мягком подбрюшье» России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В период с середины декабря до середины января, на фоне обострения российско-турецких отношений, состоялось рекордное количество двух- и многосторонних встреч между президентами, премьер-министрами, главами МИД Турции Азербайджана, Грузии, Молдовы и Туркменистана. Большинство встреч проходило в Ашхабаде, некоторые - в Тбилиси и Баку. 

К этому добавилось заседание глав МИД региональной организации ГУАМ, включающей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову. Заседание проходило в Брюсселе и сопровождалось переходом председательства в ГУАМ от Украины к Азербайджану. Помимо общих вопросов «коллективной безопасности» в Брюсселе обсуждалось стратегическое значение трубопроводных и других транспортных коридоров в регионе ГУАМ (маршруты в обход России).

Геополитическим стержнем, вокруг которого будет строиться партнёрство Турции, Азербайджана, Грузии и Туркменистана, предполагается сделать Южный газовый коридор — проект расширения Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), включая постройку Трансанатолийского газопровода (TANAP) через Азербайджан, Грузию и Турцию и его продление по Европе — Трансадриатический газопровод (TAP) в Грецию, Албанию и Италию. Проект поддерживается Евросоюзом, в последнее время ведутся переговоры между Брюсселем и Ашхабадом о присоединении к Южному газовому коридору Туркменистана, что возможно в случае соединения с газовой трубой восточного и западного побережий Каспийского моря. Ввод в действие Южного газового коридора запланирован на 2018-2019 годы.

За активизацией этой переговорной деятельности прослеживается организующая роль Турции. За последние пять лет совокупный объем торговли Турции с Азербайджаном, Грузией и Туркменистаном возрос более чем наполовину; примерно на треть увеличились совокупные турецкие инвестиции в экономику этих стран. Основные экспортные поставки нефти и газа из Азербайджана и Туркменистана приходятся опять же на Турцию. Помимо Южного газового коридора, создание которого подчинено цели уменьшения доли российского газа на рынках Турции и Европы, планируется открытие железнодорожно-автомобильного коридора Баку – Тбилиси – Ахалкалаки - Карс с паромными выходами (через Грузию) на Молдову и Украину, а также через Турцию на Балканы. Добавим, что с 2015 года действует продолжение этого маршрута, каким является железнодорожный коридор Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия (успешный тестовый запуск первого контейнерного поезда по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан состоялся в июле прошлого года). 

В начале декабря, ещё до проведения серии упоминавшихся выше переговоров в Ашхабаде, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу обсуждал в Баку возможности форсировать ввод в эксплуатацию одного из главных звеньев Южного газового коридора - Трансанатолийского газопровода, который должен соединить Азербайджан и Грузию с Восточной Турцией. Этот участок может быть построен уже к 2017 году. Как считает эксперт по Южному Кавказу Мехмет Фатих Озтарсу, вице-председатель турецкого аналитического центра Strategic Outlook, это выведет Азербайджан на первые роли в обеспечении транспортных связей между Южным регионом бывшего СССР, Турцией и Европой. А министр иностранных дел Турции Мевлуд Чавушоглу прямо заявил в Ашхабаде, что «Турция и Азербайджан желают включения Туркменистана в TANAP». 

В информации о переговорах в Ашхабаде президентов Грузии и Турции сообщалось также, что президент Георгий Маргвелашвили поделился с президентом Р.Т.Эрдоганом своим мнением о том, «как можно еще больше расширить сотрудничество между Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией, Турцией и Евросоюзом». Эрдоган в свою очередь «еще раз выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии и осудил договоры, оформленные Россией с Абхазией и Южной Осетией», а также «подтвердил поддержку Грузии на пути её интеграции в НАТО».

Что же касается Туркменистана, то, как заявил Эрдоган в Ашхабаде, «...Турция с самого обретения Туркменистаном независимости придает особое значение отношениям с этой тюркской страной, являющейся прародиной турецкого народа».

Статьи по теме