Предпоследней публичной акцией президента Гаити Мишеля Мартелли перед завершением его полномочий стало открытие в Порт-о-Пренсе 6 февраля памятника Уго Чавесу. Лидер Боливарианской революции многое делал для укрепления суверенитета и независимости островной карибской республики, оказывал ей финансовую и энергетическую помощь, защищал её интересы на международной арене.
Мартелли всегда был далёк от социализма и «популизма» и всё-таки дал согласие на возведение памятника Чавесу, проигнорировав неодобрение Вашингтона. Некоторые политологи истолковали этот его шаг как намёк западным державам, установившим тотальный контроль над экономикой, финансами и политической жизнью Гаити. Подавляющее большинство гаитянцев считает свою страну оккупированной. Иностранные компании бесконтрольно эксплуатируют месторождения золота, бокситов, меди. Впрочем, вероятнее всего, открытие памятника Чавесу было вызвано борьбой за голоса избирателей в поддержку преемника Мартелли, кандидата от правительственной партии «Тет Кале» Жовенеля Моисе (Jovenel Moise).
В стране уже несколько месяцев тянется конфликтная избирательная кампания, которая всё больше буксует, вызывая недовольство избирателей и радикализацию политических сил. Вину за сложившуюся ситуацию оппозиция возлагает на Мишеля Мартелли, завершившего свой президентский срок 7 февраля. Его обвиняют в закулисных махинациях и даже в заговоре с целью обеспечить победу преемника из правящей партии. Мартелли обвинения отвергает, но делает всё возможное, чтобы привести к власти политика, устраивающего посольство США.
Стоит вспомнить, как и почему в мае 2011 года Мартелли стал президентом. Он учился в военной академии, но быстро разочаровался в этой карьере и эмигрировал в США. Поступил в строительное училище, затем выступал музыкантом и певцом в гаитянских клубах, где приохотился, по его собственному признанию, к наркотикам. Судя по всему, именно тогда им заинтересовались в США соответствующие органы. Компромисс был достигнут без осложнений.
Борьба с гаитянскими наркоторговцами всегда находилась в центре внимания ДЕА и ФБР, создававшими на острове оперативные позиции. Мартелли отправили назад на Гаити и «трудоустроили» в скандально известный ночной клуб «Гараж». Он стал модным певцом, выпустил первую пластинку, а для поддержания популярности прибегал к эпатажным трюкам, вплоть до сольных номеров в женских платьях. В близком окружении Мартелли появились теневые предприниматели, полицейские чины, родственники диктатора Жан-Клода Дювалье (Бэби Дока). Sweet Micky (кличка Мартелли) уже не скрывал своих связей с американскими и западноевропейскими дипломатами, поскольку с головой ушёл в политику, и не сомневался, что с такой поддержкой высший пост в стране ему обеспечен.
По совету Госдепартамента США Мартелли прибег к услугам Антонио Сола, испанско-мексиканского специалиста по грязным избирательным кампаниям. В списке достижений Сола на этом поприще – организация побед таких реакционных политиков как Хосе Мария Аснар, Висенте Фокс, Фелипе Кальдерон, Мариано Рахой, Отто Перес Молина, Хуан Мануэль Сантос. Стоит ли удивляться, что Мартелли сумел занять президентское кресло? Его соперником в кампании 2011 года был Джуд Селестин (Jude Celestin), считавшийся фаворитом. Селестин проиграл и потом пытался доказать, что по заказу американцев результаты были сфальсифицированы в пользу Мартелли.
Всё тот же Антонио Сола был привлечён к организации президентской кампании и преемника Мартелли - Жовенеля Моисе, 47 лет. Известно, что Мартелли сыграл ключевую роль в политической и деловой карьере Моисе, который преподносится избирателям как талантливый предприниматель «из народа». Никаких подозрительных связей с американцами! Школьное образование получил в своей стране, высшее – в соседней Доминиканской Республике (Universidad Quisqueya). Бизнес-карьеру начинал с продажи автозапчастей. Сейчас Моисе преуспевает в аграрном секторе, его предприятие Agritrans выращивает и экспортирует бананы. Особо подчёркивается, что Моисе обеспечивает работой более 3 тысяч соотечественников и хорошо знает, какие реформы следует провести, чтобы страна стала процветающей. Успех Моисе в первом туре президентской гонки считают, прежде всего, заслугой Антонио Сола: Моисе получил 33 % голосов, оставив за спиной более полусотни конкурентов, которые не могли сдержать возмущения: малоизвестный политик опередил их, начав фактически с нуля.
Выборы, первый тур которых прошёл в Республике Гаити 25 октября 2015 года, все оппозиционные кандидаты назвали мошенническими. Помимо нового президента гаитянцы избирали 18 сенаторов, 115 депутатов парламента и 140 глав городских администраций. На многих избирательных участках свободному волеизъявлению препятствовали десятки воинственно настроенных «активистов», которые вмешивались в процедуру голосования, создавая условия для подтасовок в пользу Жовенеля Моисе. Предварительная проверка бюллетеней выявила, что более 50 % бюллетеней не имели подписей, отпечатков пальцев и номеров удостоверений избирателей.
По этой причине второй тур выборов, запланированный на 27 декабря, отложили до 24 января. Оппозиционный кандидат Джуд Селестин, тот самый, который был соперником Мартелли в 2011 году, призвал бойкотировать выборы. По словам Селестина, с момента проведения первого тура правительство не сделало ничего, чтобы гарантировать честность голосования.
Атмосфера конфронтации вынудила Пьера-Луи Опона, главу временного избирательного совета, отменить второй тур выборов «из-за соображений безопасности». Президент Мартелли вначале пытался настоять на первоначальном графике избирательной кампании, затем заявил, что если до 7 февраля, то есть до окончания его мандата, вопрос о преемнике не будет решён, он «не оставит страну в ситуации пустоты власти и неуверенности». Однако даже гипотетическая возможность пребывания Мартелли на посту президента после 7 февраля была отвергнута гаитянцами. Уличные протесты приобрели такую остроту, что требование оппозиции аннулировать результаты первого тура и передать власть временному правительству стало восприниматься как оптимальный вариант выхода из взрывоопасной ситуации.
Совет Безопасности ООН высказался по поводу политической напряжённости на Гаити и призвал решать спорные вопросы путём диалога и компромиссов. До 15 октября 2016 года было продлено пребывание в стране миссии ООН по стабилизации. Численность миссии останется без изменений – 2,4 тысячи военнослужащих и 2,6 тысячи полицейских. В документе СБ отмечается, что с марта 2015 года гуманитарная ситуация на Гаити «значительно ухудшилась», а летняя засуха прошлого года осложнила положение с продовольствием.
Парламентская комиссия Гаити в срочном порядке занялась подбором кандидатов на пост временного президента. Требования – быть старше 35 лет, не иметь долгов по выплате налогов, обладать правильно оформленными личными и партийными документами. Плюс денежный залог в размере 8200 долларов США. По сообщениям СМИ, комиссия одобрила 5 кандидатов. Национальная ассамблея рассмотрит список претендентов и путём голосования определит политика, обладающего наибольшими способностями для исполнения обязанностей временного президента, после чего избранник парламентариев будет приведён к присяге и сформирует переходное правительство с полномочиями на 120 дней. Второй тур президентских выборов запланирован на 24 апреля, и победитель должен вступить в должность 14 мая.
Оппозиция возражает против такого поворота событий, считая недопустимым признание сомнительных результатов первого тура, и настаивает на аннулировании результатов голосования 25 октября. Оппозиционеры требуют провести тщательный анализ всего произошедшего, выявить злоупотребления, доказать причастность к ним «людей Мартелли». Лишь после этого можно будет запустить новый избирательный процесс.
Для многих кандидатура Жовенеля Моисе означает сохранение проамериканского правительственного курса. В центр политических дискуссий на Гаити переместилась проблема восстановления суверенитета страны. Сохраняющееся присутствие на острове иностранных военных – Временных многонациональных сил с мандатом СБ ООН – воспринимается большинством гаитянцев как национальное унижение. Хотя воинские подразделения направляются на Гаити 22 странами, в том числе латиноамериканскими (Бразилией, Уругваем, Чили и другими), гаитянцы считают, что оккупация их острова инспирирована Соединёнными Штатами.
Все финансово-экономические проблемы Гаити сохраняются, они никуда не делись: инфраструктура после разрушительного землетрясения 2010 года оставляет желать лучшего, к этому добавляются безработица, коррупция, провалы в системе здравоохранения, образования. В Вашингтоне, как обычно, вину за такое положение дел возлагают на «неспособность» гаитянцев самим управлять страной. Судя по всему, решение о том, как гаитянцам вновь обрести эту «способность», примут, как всегда, в Вашингтоне, хотя и торопиться с этим решением там точно не будут.