СМИ подарили миру сенсацию: Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) выпустило специальный бюллетень, в котором разрешило иностранным авиакомпаниям возобновить полеты над Крымом. Вроде бы радоваться надо. Однако не всё так просто. В сообщении EASA есть короткая приписка: управлять воздушным движением над полуостровом должны… украинские диспетчеры.
И как это EASA себе представляет? Есть, конечно, невдалеке от Крыма Одесский центр управления воздушным движением (ОдВД), но его технических возможностей не хватает. Есть еще такой центр в Днепропетровске (ДнВД). Тот самый, который вёл сбитый затем над Донбассом малайзийский «Boeing 777». Напомним: по каким-то странным причинам украинские диспетчеры тогда направляли-перенаправляли самолет, заставляя летать зигзагами и менять горизонты. Кое-кто из специалистов уже тогда предположил возможность причастности того самого ДнВД к страшному преступлению – убийству сотен пассажиров лайнера. Кстати, украинская сторона так и не предоставила следствию материалы своих днепропетровских диспетчерских служб. Именно в руки днепропетровских диспетчеров, по идее, Европейское агентство по безопасности полетов решило вручить теперь судьбы тысяч рейсовых пассажирских самолетов.
Однако дело даже не только в этом. EASA выдало разрешение на полеты под руководством украинских диспетчеров через российскую территорию, даже не спросив об этом Россию. Представим, что могло случиться: авиакомпании на свой страх и риск отправили бы лайнеры в воздушное пространство Крыма, нарушая границы, международные правила и условия полётов. Можно предположить, что навстречу нарушителям поднялись бы истребители-перехватчики Воздушно-космических сил. Возможно, именно на такой провокационный сценарий и делается расчёт?
Небо над Крымом, как известно, закрыла Украина, и сделала это еще в 2014 году. Тогда, отказавшись признавать свершившееся, киевские власти сразу же в одностороннем порядке отменили все рейсы в Симферополь и Севастополь, объявили о запрете деятельности аэропортов и воздушных трасс. В России, естественно, реагировать на это не стали. Специалисты из симферопольского центра продолжали свою работу, так же четко функционировали все системы и службы Крымаэронавигации - правопреемника Крымаэроруха. И какое-то время все шло почти как обычно.
В Крым перестали, правда, летать украинские самолеты, но по графику совершали регулярные и чартерные рейсы российские и турецкие. Небольшой по международным меркам и не очень загруженный вне курортного сезона аэропорт Симферополя весной 2014 года действовал в своем неспешном ритме. А «Бельбек» в Севастополе и вовсе пустовал, там суда приземляются лишь в июле-сентябре. Так бы и продолжалось, но вдруг неожиданно Международная организация гражданской авиации (ICAO) своим решением фактически ввела бесполетную зону в воздушном пространстве над Черным и Азовским морями. И уточнила: движение здесь обслуживает Украина, все авиакомпании должны подчиняться только ее диспетчерам.
Возник парадокс: еще вчера симферопольские диспетчеры и центр управления воздушным движением на полуострове признавались ICAO, отныне – перестали. Перевозчикам рекомендовали избегать полетов над Крымом и югом Украины, а также по окрестным транзитным трассам. На идиотизм искусственно созданной ситуации обратили внимание во многих крупных авиакомпаниях, которые вынуждены были нести серьезные убытки, меняя свои маршруты. А аналитики прокомментировали: это – политическое решение в угоду киевским майданным властям и фактическая блокада Крыма. Тогда ICAO сделало специальное заявление: мол, никакой политики здесь нет. Просто пилоты могут получать противоречивые указания от российских и украинских диспетчеров. Тогда же, в самом начале апреля 2014 года, Европейская организация по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила полеты в Крым, воспользовавшись рекомендациями ICAO. «Полеты контролируют несколько провайдеров воздушного движения, а это грозит безопасности», - констатировали в Евроконтроле.
Радости в киевских коридорах власти не было предела. Там напоминали о ситуации вокруг абхазского аэропорта Сухума, который также закрыли когда-то из-за санкций, и он лишился доходов от международных перевозок. Российское Министерство транспорта напоминало ICAO и Евроконтролю, что те к политике никакого отношения не имеют. У них свои служебные обязанности, которые в ситуации с Крымом были явно превышены. В результате пострадали и новый российский регион, и европейские перевозчики, вынужденные нести неоправданные финансовые потери. Да и проблемы безопасности обострились: перегрузка диспетчерских центров, взявших на себя крымский транзит, превосходила все мыслимые нормы Евроконтроля.
Впрочем, азиатские компании на новые требования никак не отреагировали – они продолжают летать по своим маршрутам, над Симферополем, а не делают длинный крюк на Турцию. Россия настаивала же на исполнении рекомендаций той же ICAO. В них говорится, что «в интересах международной гражданской авиации должны применяться подходы, в основе которых лежит учет только технических возможностей и ресурсов, позволяющих гарантированно обеспечить безопасное и эффективное аэронавигационное обслуживание в том или ином сегменте международного воздушного пространства с исключением политических аспектов и отдельно взятых экономических интересов».
Тогда представители Евроконтроля привели «убийственный», с их точки зрения, факт. Они сообщили, что в течение двух дней, 5 и 10 июня 2014 года, в зоне ответственности этой организации происходили кратковременные потери радиолокационной информации о воздушном пространстве Австрии, Германии, Чехии и Словакии. «Данные о местоположении самолетов, направлении, высоте и скорости пропали с экранов радаров гражданских диспетчерских служб». Причиной называлась «недостаточность контроля провайдерами» района над Черным морем. Очень скоро, однако, о громком обвинении постарались забыть. Быстро выяснилось: на самом деле «ослепили» радары гражданской авиации … американские военные, которые проводили в это время учения над Чёрным морем. Западные представители, которым напомнили историю сбитого 4 октября 2001 года украинской ракетой лайнера компании «Сибирь», были тогда настолько посрамлены, что даже не противились новому этапу переговоров между Россией и ICAO. Тогда в Москве встретились заместитель российского министра Валерий Окулов и генеральный секретарь Международной организации гражданской авиации (ICAO) Раймон Бенжамен. «ICAO считает, что Россия должна обеспечивать аэронавигационное обслуживание над Крымом и территориальными водами, а Украина - над нейтральными водами, но с учётом технических договорённостей с Россией по аэронавигационному обслуживанию в районе Симферополя», - сообщили по итогам тех переговоров в специальном пресс-релизе Минтранса РФ 3 июля 2014 года.
Казалось бы, тема исчерпана. «Решение о правомерности полетов представители ICAO должны внести "в качестве обязательной составляющей" в возможное совместное трехстороннее соглашение», - отметили в Минтрансе. «Этот вариант соглашения не потребует внесения изменений в европейский аэронавигационный план. В европейской организации безопасности аэронавигации (Евроконтроль) заверили, что сами не уполномочены признавать то или иное воздушное пространство, поскольку руководствуются в этом вопросе решениями ICAO», - писала в июле 2014 года газета «Коммерсант». Однако на Западе усмотрели в этом техническом решении принципиально иное: де-юре Международная организация гражданской авиации признала российской территорией Крым и воздушное пространство над ним.
Дальше – чудеса! Прошло всего несколько дней, и Русская служба Би-би-си выступила с диаметрально противоположным комментарием. «Аэронавигационное обслуживание над Крымом по-прежнему находится в ведении Украины, сообщили эксперты ICAO», - заявило британское государственное радио. «Позиция ИКАО не изменилась и по-прежнему отражает позицию ООН, а именно – не признает никаких изменений в статусе Автономной Республики Крым. В соответствии с Европейским аэронавигационным планом аэронавигационное обслуживание для всего Симферопольского РПИ (района полетной информации), в том числе в открытом море, должно осуществляться Украиной. Глава государственной авиационной службы Украины Денис Антонюк утверждает, что эту же позицию ему озвучили на встрече генеральный секретарь ICAO Раймон Бенжамен и руководитель европейского филиала организации Луис Алмейда». Как говорится, комментарии излишни. Создалось ощущение, что кто-то невидимый, но очень мощный наступил на хвост Международной организации гражданской авиации – и она скоренько отползла назад. Мировые СМИ тогда назвали адрес «невидимки» – США. Продолжение воздушной блокады Крыма вписывалось в общий сценарий по «сдерживанию России».
Переговоры по возобновлению воздушного движения безуспешно продолжаются и ныне. Все время они сталкиваются с политическим барьером – нежеланием Запада признавать сложившуюся после крымского референдума реальность. Нежеланием признать, что полуостров Крым навсегда возвращен его историческим хозяевам. Продолжают страдать европейские и американские перевозчики, пассажиры переплачивают за билеты и находятся в дальних перелетах на часы больше, вынуждены делать лишние пересадки, а турецкие авиадиспетчеры всё хуже справляются с возросшим авиапотоком. Россия тем временем продолжает грандиозную реконструкцию крымского транспортного узла. Минувшим летом, в пик курортного сезона аэропорт Симферополь принимал в сутки до двухсот рейсовых бортов из разных городов. Это в десять раз больше, чем самый высокий показатель во времена украинского господства над Крымом. Весь аэровокзальный комплекс изменился неузнаваемо. Да и центр управления воздушным сообщением пополнился современной навигационной техникой. Говорить о «небезопасности полетов» над полуостровом нелепо…
В этой обстановке и прозвучало заявление EASA о возможности возобновления полетов над Крымом. И сразу бросилось в глаза: распространила сенсацию американская The Wall Street Journal, рупор финансовых кругов США, никакого отношения к Европейскому агентству по безопасности полетов не имеющая. «В марте состоится заседание специальной рабочей группы Международной организации гражданской авиации ICAO, на котором рассмотрят проблемы, связанные с полетами над территорией Крыма. А разрешение Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) европейским перевозчикам летать в район Симферополя не имеет силы», – тут же прокомментировал новость глава Росавиации Александр Нерадько. «Европейское агентство по безопасности полетов не имеет никакого отношения к обслуживанию воздушного движения над Черным морем. Поэтому их заявление является абсолютно политизированным», - подчеркнул он в интервью РИА «Новости».
В Росавиации полагают, что «с октября прошлого года EASA планомерно дезинформирует авиационные власти и авиакомпании стран ЕС о ситуации с организацией воздушного движения в районе полетной информации Симферополя. В своем бюллетене EASA предлагает авиакомпаниям ЕС выполнять на свой страх и риск несогласованные полеты по воздушным трассам L851 и M856 под контролем украинских диспетчеров. Более чем странная позиция для агентства по безопасности», говорится в сообщении Росавиации. В этом ведомстве подчеркнули также, что маршруты близ Крыма входят в зону ответственности России, которая не намерена передавать управление воздушным движением Украине.
Ещё одна выразительная деталь. «Сенсацию» от EASA сразу же опровергли сами украинские власти. Наверное, поняли смысл этой откровенной провокации, затеянной The Wall Street Journal и политиками с берегов Потомака.
Российские авиакомпании продолжают летать в Крым в обход Украины через Краснодарский край. Глава Минтранса РФ Максим Соколов напомнил, что так будет до тех пор, пока Киев не признает полуостров территорией России. А крымский узел пассажирских авиасообщений продолжает слаженно работать в своём привычном режиме.
Крым