«И нет особого смысла бояться смерти…» Приговор Радовану Караджичу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

24 марта 2016 г. Международный трибунал по бывшей Югославии МТБЮ) вынес приговор бывшему президенту Республики Сербской Радовану Караджичу. (1) Он был признан виновным в совершении геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности и приговорён к 40 годам лишения свободы. 

После уничтожения Югославии Радован Караджич стал одним из первых обвиняемых МТБЮ. Впервые обвинительный акт против него был подписан 25 июля 1995 года, затем этот акт многократно переделывался, так как начальный вариант оказался откровенной фальшивкой, состряпанной в целях антисербской пропаганды. 

Арестовали Р.Караджича в июле 2008 года. Его процесс начался 26 октября 2009 года и завершился 7 октября 2014 года. За пять лет процесса было проведено 497 судебных заседаний, прокуратура представила 337 свидетелей,  защита – 248 свидетелей. 

Сейчас, после вынесения приговора, Радован Караджич остаётся в тюрьме Гаагского трибунала до тех пор, пока не будет рассмотрена его апелляция. Сразу после объявления приговора юридический советник Р.Караджича американский юрист П.Робинсон написал в своём «Твиттере», что Караджич «шокирован» приговором и будет обжаловать решение суда. 

Слова Робинсона о «шоке» Караджича выглядят сомнительно. Бывший руководитель боснийских сербов выслушал приговор суда с достоинством, его лицо в эту минуту не выдало ни удивления, ни разочарования. 

Невозможно поверить в то, что Караджич не знал, с кем имеет дело, и  надеялся на оправдание. Уж он-то прекрасно знал, что этот суд не сможет оправдать его, даже если захочет! Ранее МТБЮ уже заявил, что в Сребренице был совершён геноцид, и признать теперь обратное  значило бы разрушить не только всю предыдущую деятельность трибунала, но и всю современную историю, написанную под диктовку американцев. 

Это Билл Клинтон и Мадлен Олбрайт  провозгласили, что события в Сребренице в июле 1995 года были «геноцидом», это они назвали цифру в восемь тысяч погибших, а в качестве виновных указали на сербов. 

Именно так: виновными в Вашингтоне назвали  сербов как народ, а не просто тех или иных политических или военных деятелей. Гаагский трибунал лишь формально утверждал приговор над сербским народом, придавая ему вид правового акта. 

На сотнях заседаний МТБЮ так не удалось доказать ни умысел (геноцид отличается от убийства именно наличием умысла), ни указанные американцами цифры (из «восьми тысяч» была подтверждена гибель полутора тысяч и в основном солдат, а не гражданских лиц). Не беда: для гаагского судилища доказательства не важны, важно исполнить волю хозяев.

В деле Р.Караджича хозяева не доверяли даже своим прислужникам, заседающим в трибунале и создающим витрину «международности». В состав судебной палаты, судившей Караджича, были введены представители Британии и Италии – то есть тех стран НАТО, которые принимали прямое участие в войне против боснийских сербов. И никого в мире такое наглое, демонстративное нарушение принципа беспристрастности суда не удивило! Больше того: судьи не стыдились всячески демонстрировать свою предвзятость в отношении Р.Караджича.

Процесс сопровождался тотальным нарушении прав обвиняемого. Не было ни одного права Караджича как обвиняемого в уголовном процессе, которое не было бы нарушено. 

Так, согласно нормам международного права и правилам самого трибунала, обвиняемый имеет право на получение всех документов, находящихся в распоряжении прокуратуры до начала процесса. Прокуратура не выполнила эту свою обязанность (имеющую критически важное значение для исхода процесса) не только до начала процесса, но и после его окончания! 

Ещё в январе и феврале Караджич направил 108-й (!) запрос в суд, указывая, что через год после окончания процесса прокуратура до сих пор не предоставила ему все документы, в том числе оправдывающие обвиняемого! И что же суд? Вынужденный признать, что прокуратура действительно нарушила права Р.Караджича, суд заявил, что… никаких последствий это нарушение иметь не будет. 

Более того, судьи объявили, что не желают более слушать жалобы Караджича и больше его иски принимать не будут!

Чтобы ещё раз унизить Р.Караджича, прокуратура передала ему  более двухсот страниц оправдывающих его документов 23 марта - за день до объявления приговора.

В этом судилище нельзя было рассчитывать на справедливость. В результате Р.Караджича объявили виновным по десяти пунктам обвинения, включая геноцид, преследования, убийства, депортации, насильственные перемещения, террор, захват заложников…

Важно отметить, что бывший президент Республики Сербской был оправдан по пункту обвинения «геноцид в различных регионах Боснии». Значение данного пункта решения выходит далеко за рамки процесса в отношении Р.Караджича лично, так как в очередной раз подтверждает: геноцида в целом на территории Боснии не было. 

Можно не сомневаться, что это решение судебной палаты вызовет бурю возмущения в Боснии, где вся новейшая история сфальсифицирована на основе комплекса жертвы геноцида. На самом деле население прекрасно знает, кто начал боснийскую войну. Именно потому, что это знают и сами босанцы, и их западные покровители, в Гаагском трибунале не было выдвинуто ни одного обвинения в связи с преступлениями против мира. Нелепая ситуация: трибунал судит за военные преступления, но не может судить за преступления против мира, то есть тех, кто развязал войну, – судить нельзя!

Если и говорить о «шоке» Караджича, то шокирован он мог быть только теми доказательствами, которые были представлены судом, чтобы приговорить его. Здесь Караджич действительно мог поразиться приёму, использованному судьями для доказательства его вины. 

Дело в том, что ни одного доказательства личной вины Караджича за все годы судебного процесса представлено не было. Судьи вновь применили теорию «совместных преступных действий» (joint criminal enterprise). Данная концепция была введена в практику Международного трибунала по бывшей Югославии для того, чтобы признавать виновными тех, кто не только лично не совершал преступления, но даже тех, кто не знал о совершении преступлений (так называемые совместные преступные действия третьей категории). И это притом, что в Статуте и Правилах процедуры МТБЮ никакого упоминания о «совместных преступных действиях» нет. Гаагский трибунал ещё раз показал, что он бессилен доказать вину при помощи права. 

Организаторы этого судилища вновь продемонстрировали свою уверенность в безнаказанности за вынесение неправосудных приговоров.

Несмотря на то, что прокуратура требовала вынести Р.Караджичу наказание в виде пожизненного лишения свободы, суд назначил ему 40 лет тюремного заключения. На первый взгляд может показаться, что суд вынес более мягкий приговор, чем требовало обвинение. На самом деле не так. Судьи вынесли более тяжкий приговор. 

«Сорок лет» в разных странах означает одинаковый срок заключения. А вот термин «пожизненное заключение» в разных странах может иметь разное значение. В некоторых странах мира он может означать двадцать или двадцать пять лет, и обвиняемый получает право на подачу прошения о досрочном освобождении по истечении двух третей этого срока! Назначив 70-летнему Р.Караджичу сорок лет тюрьмы, а не пожизненное заключение, судьи подчеркнули, что они не хотят допустить даже теоретической возможности его выхода на свободу. 

Заметим, что в этом отношении большими правами обладает секретарь трибунала, который фактически единолично решает, в какой стране будет отбывать срок тот или иной осуждённый. И здесь могут иметь место как благоприятные, так и неблагоприятные последствия выбора страны в связи с различными условиями содержания в тюрьмах и различным режимом законодательства отдельных стран. 

Весьма вероятно, что апелляцию подаст также и прокуратура, которая попытается оспорить оправдание Р.Караджича по первому пункту обвинения – геноцид на всей территории Боснии. Апелляции будет рассматривать уже не МТБЮ, а Международный остаточный механизм по уголовным трибуналам. Согласно графику работы, который составил для себя этот Механизм, для рассмотрения апелляции Р.Караджича он выделил три года. 

Нет, не был Радован Караджич – руководитель боснийских сербов в самые тяжёлые годы истории его народа, знающий врага не понаслышке, «шокирован» вынесенным ему приговором!

Радован Караджич известен всем как президент Республики Сербской, но до того, как он возглавил сопротивление сербского народа, он был поэтом. И сегодня особый смысл приобретают его знаменитые стихи «Ад»…

Ты уже поняла? 
Ад прорвался
На нашу сторону.
Церберы бродят по улицам, 
Перехватывают наши нежные взгляды.
И нет особого смысла
Бояться смерти 
И вечной тьмы: 
Всё, что ждёт нас там,
Уже случилось с нами здесь.
Ад вырвался на волю,
Он виден всякому, кто хочет видеть. 
Церберы рычат на наши мысли.
Не бойся, милая, ни старости,
Ни смерти.
Могила будет для нас надёжным убежищем: 
Там родится спасительный свет.
И вырвутся оттуда наши души,
Чтоб укротить разбушевавшийся ад, 
Который прорвался
На нашу сторону.

(1) Текст приговора составляет две с половиной тысячи страниц