Территория Республики Сомали уже четверть века остаётся разделённой на самопровозглашённые государства и многочисленные «лэнды» (Пунтлэнд, Сомалилэнд, Джуббалэнд, «Государство Хатумо» и др.). К тому же страна поделена между кланами, которые разделены намного более жесткими границами, чем государственно-подобные «лэнды». Значительные территории контролируются исламистской группировкой «Аль-Шабааб» (АШ). Серьёзно осложняется ситуация и тем, что граничащие с Сомали Кения и Эфиопия населены преимущественно сомалийцами, что позволяет АШ проводить акты террора в соседних государствах.
В 2012 году начались попытки объединения страны на федеральной основе. Было сформировано федеральное правительство, избран федеральный президент. В основе договорённостей, положивших начало этому процессу, лежал сговор кланов. Недавно главы ведущих сомалийских кланов и руководители переходных региональных администраций согласовали модель проведения парламентских выборов, которые состоятся в конце сего года. Они же одобрили политическую программу на период 2016 – 2020 гг.
Однако на пути восстановления государственности Сомали слишком много проблем. Одна из них – деятельность террористической организации «Аль-Шабааб». Основное место базирования АШ – юг страны. До сих пор нападениям подвергались крупные города, включая столицу Могадишо, а недавно военному вторжению АШ подвергся Пунтлэнд, находящийся на севере и ранее считавшийся для АШ недосягаемым. Это говорит о том, что АШ не только не подавлен, но и расширяет свои военные операции.
Своей особой целью АШ считает Миссию Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) и позиции сомалийской национальной армии. 1 сентября 2015 г., в годовщину смерти бывшего лидера АШ Ахмеда Абди Годейна, более 100 бойцов «Аль-Шабааб» атаковали базу АМИСОМ в Джанале и убили более двух десятков солдат. Сразу после этого нападения войска АМИСОМ (насчитывающие более 22 тысяч военнослужащих) покинули недавно освобожденные ею территории сразу в нескольких областях (Нижняя Шабелле, Хиран и др.) Эти районы были немедленно вновь захвачены.
Выступая на недавно состоявшемся заседании СБ ООН по Сомали, представитель АМИСОМ заявил, что АШ «проявляет жизнестойкость и способность адаптироваться, она по-прежнему сохраняет значительную инициативу и располагает потенциалом для сбора разведывательных данных и развертывания небольших, но чрезвычайно мобильных и эффективных команд боевиков, которые используют террористов-смертников, гранаты и артиллерию для того, чтобы совершать нападения, препятствовать передвижению людей и товаров, замедлять деятельность АМИСОМ на основных маршрутах снабжения, действовать из засады и проводить сложные наступательные операции, одновременно используя все эти боевые средства». (1)
При этом для Сомали сохраняется в силе введённое много лет назад эмбарго на поставку оружия. Армия Сомали испытывает в связи с этим серьёзные трудности. Не случайно, на заседание СБ ООН по Сомали приехал президент страны, главной просьбой которого стала отмена оружейного эмбарго. Однако члены СБ никак не отреагировали на эту просьбу. В принятой после заседания резолюции СБ № 2275 говорится лишь о продлении мандата Миссии ООН в Сомали ещё на один год.
Если в 1991 году на сомалийской территории была апробирована модель полного разрушения государственности, то сейчас здесь запущен противоположный процесс - апробация выстраивания государственности с нуля. В обоих случаях действуют силы глобального управления. Создаваемые в настоящее время структуры государственной власти носят во многом внешний характер и финансируются извне. Генсек ООН прямо признаёт, что для решения этих проблем потребуется значительная внешняя поддержка. Финансирование извне диктует свои правила во всём. Так, подготовка к пересмотру конституции страны проводится с участием иностранных юристов, а встречи экспертов, занимающихся переработкой текста основного закона страны, проходят за рубежом.
Одновременно Сомали стала площадкой для проверки двух различных подходов к восстановлению разрушенной государственности. Первая представлена Миссией ООН (при поддержке Всемирного банка), вторая – Миссией Африканского союза. АМИСОМ в большей степени ориентируется на создание условий для восстановления государственности в Сомали силами самих сомалийцев. Не поэтому ли «Аль-Шабааб» атакует в первую очередь именно Миссию Африканского союза?
Впрочем, АШ – явление достаточно сложное. Если определённая часть этой группировки готова сложить оружие («реинтеграция» в армию и полицию федерального правительства), то другая часть насмерть стоит за то, чтобы установить полный контроль над страной. В рамках АШ имеются свои «западники» и «сомалифилы». В последние годы «Аль-Шабааб» стал постепенно интернационализироваться. Иностранный элемент АШ имеет сейчас довольно значительный удельный вес, в том числе в руководстве организации. В 2012 году АШ фактически стал частью «Аль-Каиды». Интересно, что попытки подчинить АШ «Исламскому государству» (ДАИШ) получили серьёзный отпор. 22 октября прошлого года в Пунтлэнде один из старших руководителей АШ шейх Абдикадир Мумин, в подчинении которого находилась группа в составе приблизительно 200 боевиков в районе гор Галгала, объявил о своей поддержке ДАИШ. Однако после этого руководство АШ начало преследовать сторонников ИГ, производя аресты и совершая их убийства. 27 октября в Саакове, в области Средняя Джубба, боевики АШ арестовали двух сторонников ДАИШ, а 23 ноября лидер фракции сторонников ДАИШ шейх Хусейн Абди Геди был убит устроившими засаду боевиками АШ.
Наряду с тяжелейшей политической ситуацией Сомали сталкивается и с колоссальными климатическими проблемами. Так, если в начале сезона дождей в октябре прошлого года печально известный Эль-Ниньо (2) вызвал наводнения, затронувшие более 145 тысяч человек и вызвавшие перемещение около 60 тысяч человек, то в настоящее время (как результат того же Эль-Ниньо!) началась сильнейшая засуха, в результате которой почти 130 тысяч человек оказались на грани голода.
Тем не менее международный эксперимент по воссозданию предварительно разрушенной государственности Сомали продолжается.