Для того чтобы понять, откуда на международной арене появляются персонажи наподобие Дженнифер Псаки или Майкла Макфола, нужно следить за американскими предвыборными баталиями. В них отчётливо видно, как публику доводят до одури специальными технологиями, при этом многие технологи - сами люди с травмированным сознанием; в потоках выливаемых на избирателей вранья, шутовства и глупостей трудно сохранить здравое мышление. Поэтому неудивительно присутствие в этой тусовке лиц вроде Дженнифер Псаки. Сложно представить, чтобы она могла пройти все необходимые собеседования при приёме на должность официального представителя Государственного департамента США. Без обиды будет сказано, её интеллектуальный коэффициент, хотя и соответствует уровню среднего американца, для общения с международной прессой не дотягивает. И тут такая удача: из положения путешествующего пресс-секретарём сенатора Барака Обамы – выход на рандеву с мировой прессой. Журналисты развлекались потом на выступлениях Псаки, как могли.
Другим счастливчиком, получившим в результате участия в выборах «пинок наверх», был Майкл Макфол. Его звезда вылетела из той же обоймы помощников Барака Обамы, немного поблистала на должности директора отдела России и Евразии при Совете национальной безопасности США, а затем поднялась на международный небосклон: Макфол поехал в Россию послом представлять звёздно-полосатую политику своего шефа.
Надо сказать, что по уровню компетентности Макфол намного превосходит Псаки, которая за весь свой срок в Госдепе так и не узнала, где находится Буркина-Фасо. В юности Макфол стажировался в Ленинградском университете, а повзрослев, работал в московском Центре Карнеги и выучил какое-то количество русских слов. Достигнутые высоты дали ему основания не изучать дипломатический протокол, потому что представитель главной демократии мира выше всякого протокола. Макфол начал свою миссию в Москве с того, что еще до визита в МИД РФ пригласил к себе шумную толпу разномастных представителей местной оппозиции, чем предопределил отношение к себе государства аккредитации. Это государство увидело, как его звёздно-полосатое превосходительство расставляет свои приоритеты. Из вежливости в МИД РФ не стали спрашивать Макфола, почему он запросил агреман на приезд в Москву у Министерства иностранных дел, а не у партии «Парнас». И правильно сделали. Судя по последовавшим эскападам Макфола, он бы не понял юмора. Короче, Макфол так и не стал любимцем российской общественности и через два года вернулся на родину «по семейным обстоятельствам».
На родине на прежнюю должность его не взяли, и он спланировал туда, где когда-то начинал, – на преподавательскую работу в Стэнфордском университете. А заодно стал пробавляться комментариями в нескольких американских изданиях. Однако это его удовлетворяло не вполне, и Макфол начал пробовать свои силы в странах, которым до жути хочется испугаться. Поэтому и всплыл бывший посол на страницах эстонской газеты Postimees с обширным интервью, которое не только обнажило травму его сознания, но и позволило разглядеть в этой травме родовую черту американской дипломатии.
Начнём с того, что, по мнению Макфола, приближение НАТО к границам России является «законным», поскольку он лично ничего не слышал об обещаниях не расширять альянс на Восток. Заявление восхитительное. Макфол буквально сказал следующее: если мы не обещали сюда не приходить, то наш приход имеет законную силу. Так что многие государства, куда США и НАТО не обещали не приходить, должны, наконец, понять: если к ним придут, это будет законно.
Итак, Макфол заявил по поводу обещания не продвигать НАТО на Восток: «Это утверждение - полный вымысел. Такого обещания не давалось, и документа, его подтверждающего я никогда не видел и о нем не слышал. Мой опыт с российскими дипломатами таков, что русские хотят абсолютно всё зафиксировать на бумаге, на всё нужны письменные договоры».
Как говорится, врать - так врать. Отдельного соглашения действительно не было, ведь мы жили тогда в эпоху горбачёвского «нового мышления». Зато есть письменные протоколы переговоров, включая заверения, полученные советскими представителями от министра иностранных дел ФРГ Г.-Д.Геншера, госсекретаря США Джеймса Бейкера и министра иностранных дел Великобритании Дугласа Херда. Никто из них данных Москве обещаний не расширять НАТО на Восток никогда не отрицал, и Майкл Макфол с его постановкой вопроса стал здесь новатором. Это оттого, что он, видимо, не любит читать.
Ну а главный вопрос всё-таки остаётся: с чего вдруг Макфол считает приближение НАТО к границам России «законным» (странное выражение)?
Оказывается, «политика России привела к тому, что альянс вынужден отражать угрозу, исходящую от России, и НАТО предприняла ряд мер, чтобы сделать это». Более того, «США должны… обуздать Россию и ответить ей».
С какого, спрашивается, перепугу в голову дипломата-неудачника взбрела мысль «обуздать Россию»? Это что-то наподобие того, как американцы «обуздывали» в своё время «кровавого диктатора Хуссейна»? Ещё бы спросить Майкла Макфола, что, по его мнению, должен делать альянс, если вдруг Харьков или Николаев вслед за Донецком и Луганском захотят провести референдумы о самоопределении?
Далее наш оракул вещает: «Россия прилагает все усилия для обрушения экономики Украины, и для противодействия этому Запад должен сделать всё от него зависящее». Судя по всему, профессору Стэнфордского университета неизвестно, сколько средств Россия вложила в своё время в экономику Украины для её спасения. Профессор не привык перегружать свою голову ненужной ему информацией.
…«На Россию нападать никто не собирается. В НАТО дураков нет» - эти слова Майкла Макфола стали самыми удачными в его интервью эстонской газете. Ну да, дураков, может, и нет, но больных на голову много. Люди со здоровой головой не стали бы начинать одну за другой войны в Югославии, Афганистане, Ираке Ливии, Сирии. Где гарантии, что эта компания когда-нибудь остановится по доброй воле? Судя по тому, как задорно она подтаскивает стреляющее и летающее железо к российским границам, больных на голову там не убавляется.
Жаль, что Дженнифер Псаки, занятая сейчас семейными проблемами, не смогла участвовать в интервью эстонской газете. Без неё с одним Макфолом как-то скучно.