28 июня 2016 года, за десять дней до начала Варшавского саммита НАТО, хакеры из международного сообщества «Анонимус» опубликовали фотокопию секретного отчёта первого заместителя министра обороны Украины Ивана Руснака «О реализации информационно-психологических мероприятий за 2015 год». Документ, направленный секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Александру Турчинову, содержит, в частности, данные о проводимых украинскими военными акциях информационной войны, направленных против ряда европейских стран (в том числе тех, с которыми Украина связана условиями соглашения об ассоциации с ЕС).
Документ составлен на украинском языке, поэтому европейская аудитория знакома с ним мало, хотя он заслуживает всяческого внимания. Среди целей информационно-психологической войны, которую украинские военные ведут в Европе, в документе названы «Республика Беларусь, Республика Польша, Румыния, Венгрия, Федеративная Республика Германия, Королевство Нидерланды».
Высокопоставленный чиновник украинского Министерства обороны пишет: «С учётом сложной международной обстановки, влияние вражеской пропаганды на общественное мнение в Украине и зарубежных странах, выраженную антиукраинскую риторику некоторых политических деятелей Евросоюза, а также представителей европейских СМИ, считаем целесообразным усилить пропагандистскую работу на европейском направлении».
Это на ближайшее будущее. А среди уже проведенных украинскими военными «информационно-психологических мероприятий» значатся следующие (цитируем по документу): «дискредитация польской партии «Право и Справедливость», «продвижение в европейском обществе образа Румынии – поставщика гастарбайтеров и нелегальных мигрантов», «дискредитация премьер-министра Венгрии Виктора Орбана», «дискредитация главы МИД Германии Франка-Вальтера Штанмайера», «дискредитация идеи выплат компенсаций и возврата имущества наследникам представителей нацменьшинств, которые проживали в Украине до 1917 года и до Второй мировой войны».
Из намеченного украинским военным ведомством на 2016 год – отнюдь не только вмешательство во внутренние дела Российской Федерации или её партнёров по ЕАЭС - Казахстана (здесь запланированы «формирование негативного образа президента Назарбаева и его ближайшего окружения, призывы к акциям гражданского неповиновения») и Белоруссии (здесь – «содействие активизации протестного движения с целью провоцирования силового противостояния сторонников и противников режима Лукашенко»). В числе «мишеней» фигурируют также Грузия и Молдова, подписавшие соглашения об ассоциации с ЕС.
Логика, по которой эти две страны привлекли внимание украинских мастеров информационно-психологической войны, не вполне понятна. Разве что киевскому режиму назначено его американскими кураторами, помимо прочего, служить рычагом воздействия на те страны бывшего СССР (Грузия, Молдова), которые США хотели бы твёрдо считать своей сферой влияния?
Развёрнутой оценки вышедший из недр украинского военного ведомства план «информационно-психологический мероприятий» пока не получил. Крайне любопытно, однако, что в нём в качестве «мишеней» значатся такие европейские государства, как Германия, Нидерланды, Польша, Румыния, Венгрия. Все они участвовали в рассмотрении «украинского» блока вопросов на недавнем саммите НАТО в Варшаве и приняли решения вроде бы в пользу Украины. Великобритания и Канада, а также Польша начнут поставки Украине оружия, США предоставят Украине военную помощь на сумму 500 миллионов долларов. Кстати, не на эти ли американские деньги Украина будет продолжать операцию по дискредитации правящей в Польше партии «Право и Справедливость»?
И что вообще всё это принесёт Европе с точки зрения «взаимной безопасности», о которой на саммите в Варшаве было сказано так много слов?
* * *
Вашингтон как главный покровитель киевского режима либо ещё не оценил лживость украинских властей, либо сознательно закрывает глаза на факты, говорящие о том, что Украина проводит по линии военного ведомства информационные атаки против таких союзников США, как, например, Германия или Венгрия. Всё-таки лозунги «трансатлантической солидарности» - это одно, а интересы США в Европе – совсем другое. И кто-то, возможно, уже понял, что Киев при нынешнем режиме обслуживает американские интересы с большей готовностью, чем, например, Берлин или Будапешт.
Фактов, говорящих о двусмысленности или, если угодно, фиктивности «европейского выбора» Украины, немало. Приведём только один, на наш взгляд, показательный. Это предпринятая в начале июня генеральным прокурором Украины Юрием Луценко инспекция одного из следственных изоляторов Службы безопасности Украины. Скандальность «инспекции» состоит в том, что, согласно официальным украинским отчётам, представленным в 2003 году Совету Европы, все тюремные изоляторы СБУ были ликвидированы ещё 13 лет назад.
Теперь выясняется, что это ложь. Выясняется (в том числе из докладов Управления верховного комиссара ООН по правам человека), что в тайных тюрьмах СБУ людей подвергают пыткам, что такие тюрьмы существуют в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Ужгороде. А в конце мая сего года делегация Подкомитета ООН по предупреждению пыток была вынуждена прервать свой визит на Украину после того, как украинские власти отказали ей в доступе к местам в нескольких районах страны, где, по подозрению членов ооновской делегации, сотрудники СБУ незаконно содержат людей в заключении.
Получается, Совет Европы готов мириться с таким положением дел?
Допустим, кого-то на Западе может радовать, что в плане мероприятий Минобороны Украины на 2016 год значатся «дискредитация строительства газопровода «Северный поток – 2»» или, скажем, «содействие углублению социально-политического раскола в российском обществе». Однако пойдёт ли на пользу безопасности Европы «содействие [со стороны Украины. – П.В.] прекращению работы атомной электростанции "Пакш"» в Венгрии? Или как укрепит безопасность Европейского континента запланированное украинскими военными «информационное влияние на ход парламентских выборов в Грузии с целью поддержки «Единого национального движения» [партия Саакашвили. – П.В.]?
Оставим пока эти вопросы без ответа.
А вот согласие с издевательствами над людьми в тюрьмах учреждения, которое выполняет функции тайной политической полиции Украины (страны, ассоциированной с Европейским союзом!), - это уже прямой вызов не только безопасности в узком смысле слова, но и всем представлениям о европейских ценностях как таковых.