Как сообщалось 22 июля, Россия представила в Совет Безопасности ООН данные, свидетельствующие о том, что в последнее время со стороны украинских вооружённых сил и националистических иррегулярных формирований резко участились обстрелы населённых пунктов Донбасса, контролируемых ополчением.
«С конца прошлого года, – говорится в письме, направленном постпредом РФ при ООН Виталием Чуркиным, - Киев взял курс на нагнетание напряженности, поставив крест на согласованном перемирии в связи с новым учебным годом. Начался ползучий захват нейтральной полосы и расположенных там населенных пунктов – Широкино, Павлополь, Пищевик и других». Ситуация вызывает растущую обеспокоенность. Налицо все симптомы подготовки украинскими военными силовой операции.
Всячески оттягивая выполнение своих обязательств по «Минску-2», украинские власти реализуют курс на консервацию вооружённого конфликта на неопределённо длительное время.
Что можно противопоставить этому саботажу?
В киевских верхах появилось вполне отчётливое намерение отделить в процессе принятия конституционных поправок меры по децентрализации управления от вопроса особого статуса не контролируемых Киевом территорий, сняв последний вопрос вообще с повестки дня Верховной рады. То есть киевский режим пытается отказаться от уже принятого в первом чтении варианта конституционных поправок, который сопрягает децентрализацию власти на Украине и предоставление Донбассу особого статуса, как это требуется пунктом 11 «Комплекса мер...».
Точно так же Киев саботирует организацию выборов на Донбассе. Несмотря на имеющиеся варианты законопроектов об особом порядке местных выборов в республиках и продолжающееся в Минске в рамках контактной группы их согласование, проводить какие-либо выборы Киев не планирует, так как обставляет их проведение рядом заведомо неприемлемых и ультимативных требований (о предварительном установлении контроля над границей, о полном разоружении народного ополчения в республиках и др.), грубо нарушая этим положения «Минска-2».
А полную амнистию всех участников событий в Донбассе, как это определено «Комплексом мер...», Киев вообще отказывается ставить в повестку дня переговоров.
Такое поведение полностью укладывается в стратегию, разработанную советником украинского президента, директором Национального института стратегических исследований (НИСИ) В.Горбулиным ещё летом 2015 года. Это стратегия «ни войны, ни мира», или «ограниченной войны и перманентных переговоров».
Владимир Горбулин вошёл в число самых влиятельных людей Украины со времени президентства Леонида Кучмы. В настоящее время он возглавляет и координирует информационно-аналитическую работу в области обороны и безопасности. Разработанная им стратегия «предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь; постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов; наращивание военного ... потенциала...».
«Минские договорённости … - говорит Горбулин, - и их выполнение (по крайней мере, частичное) могут стать существенным вкладом в реализацию главной и единственной... стратагемы украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы"».
Это сценарий консервации войны. С самого начала минского процесса смысл данного сценария состоял для Киева в том, чтобы с помощью формализованного переговорного процесса добиваться приостановки активных боевых действий всякий раз, когда они грозили поражением, получая очередную военную передышку в расчёте на создание благоприятных международных условий для возобновления активной фазы войны против республик Донбасса.
Подобные соображения и легли в основу подписания Киевом «Комплекса мер...» ко вторым минским соглашениям.
Такая стратегия не предполагает ни примирения сторон конфликта, ни прекращения обстрелов жилых секторов Донбасса с гибелью гражданского населения, ни прекращения социально-экономической и финансовой блокады Донецкой и Луганской народных республик, ни поиска оптимальных условий сосуществования Донбасса и Украины.
В тактическом плане эта означает создание ситуации принципиальной неопределённости, позволяющей украинским властям уходить от прямого обвинения в срыве минских соглашений. Невооружённым глазом видно, что киевский режим откладывает выполнение своих обязательств до выборов в США (ноябрь 2016 г.), а также Германии и Франции (2017 г.), рассчитывая на изменение позиции этих стран на более благоприятную для Киева.
Запад, хотя и давит на словах на киевский режим, требуя выполнить обязательства, но к настоящему, результативному давлению не переходит, опасаясь политической дестабилизации режима с риском полной утраты своего контроля над Украиной.
Всё это позволяет с уверенностью прогнозировать, что и в текущем году ни одного пункта своих политических обязательств по минским соглашениям Киев не выполнит.
В создавшихся условиях перенос минского формата переговоров на следующий, 2017 год лишён всякого смысла. Такой перенос стал бы поощрением киевского режима на дальнейший саботаж минских договорённостей, с продолжением военных действий, с гибелью всё новых и новых людей. Это неприемлемо.
Вывод процесса мирного урегулирования кризиса из состояния неопределённости, а фактически из тупика возможен только при установлении в 2016 году конечной даты завершения минского процесса с чёткой оценкой к этой дате итогов выполнения Киевом своих обязательств, вытекающих из минских договорённостей, по шкале «выполнено / не выполнено».
Установление такого крайнего срока сделает невозможным маскировать и дальше истинные намерения Киева в минском процессе и станет отправной точкой для поиска новых решений в треугольнике Россия – Германия – Франция. Не исключено, что будут разблокированы иные способы принуждения Киева к миру.
Киев, естественно, не согласится на такой вариант, но это в данном случае не важно. Согласятся ли на это Германия и Франция — партнёры РФ по нормандскому формату? Должны, если они заинтересованы в реальном мирном урегулировании в Донбассе. Ведь согласие / несогласие с предложением установить дату, подводящую черту под минским процессом (который, как согласны все, не может длиться бесконечно), является проверкой и их реальных намерений.
Стратегия Горбулина – Порошенко, нацеленная на то, чтобы под прикрытием минских договорённостей продолжать вести «ограниченную войну» в течение неограниченно длительного времени, имеет один крупный изъян: она исходит из того, что Киеву может быть обеспечено согласие с таким ходом дел и Берлина, и Парижа, и Москвы. Полагаем, однако, что в этом пункте киевских правителей ждёт разочарование.