Год назад лидером Лейбористской партии Великобритании стал Джереми Корбин, не раз выступавший за отказ от режима жёсткой экономии и допускавший выход страны из НАТО. Общепартийные выборы лидера лейбористов были объявлены после того, как в прошлом году ушёл в отставку Эд Милибэнд. Корбин получил на выборах внутри партии 59% голосов, но местные аналитики уже тогда предсказывали, что его победа чревата со временем расколом лейбористов.
Референдум по выходу Британии из Евросоюза ускорил развитие событий. В конце июня сего года 172 члена фракции лейбористов в британском парламенте проголосовали за вотум недоверия Джереми Корбину, против высказались лишь 40 членов лейбористской фракции. Парламентарии-лейбористы сочли, что Корбин недостаточно активно и неискренне агитировал за сохранение членства Соединённого Королевства в Европейском союзе. Большая часть лейбористского руководства, в отличие, кстати, от многих рядовых членов партии, выступала против выхода из ЕС. Сам же Корбин относится к ЕС критически и считается евроскептиком.
Ещё до этого голосования Корбин заявил, что в отставку не уйдёт и будет бороться за пост лидера партии в случае вынесения ему вотума недоверия. Национальный исполком партии также постановил, что Корбин автоматически включается в список кандидатов на выборах нового главы лейбористов.
Уже в условиях раскола и начала борьбы за пост лидера партии палата общин 18 июля санкционировала модернизацию британских ядерных вооружений. План правительства Терезы Мэй поддержали 472 депутата, 117 парламентариев голосовали против. При этом 138 депутатов-лейбористов поддержали партию тори (при 48 голосах против и 45 воздержавшихся). Голосование показало, что Корбин, имеющий поддержку среди рядовых членов партии и её беспартийных избирателей, жёстко блокирован партийной верхушкой в лице большинства лейбористской парламентской фракции.
Официально процесс внеочередных выборов лидера лейбористов начался 22 августа. В этот день партийным избирателям разослали бюллетени с именами Джереми Корбина и бывшего теневого министра труда Оуэна Смита. Исполком Лейбористской партии внёс изменения в правила выборов. Теперь голосовать имеют право только лейбористы, имеющие партийный стаж не менее полугода. Таким образом, в выборах не смогут принять участия примерно 100 тыс. человек, вступивших в Лейбористскую партию после референдума 23 июня. Повышен с 3 фунтов до 25 взнос за регистрацию для участия в выборах, что создаёт сложности для партийной молодёжи, ориентированной на Корбина. Имя лидера лейбористов будет названо 24 сентября на партийной конференции в Ливерпуле.
Ещё до начала выборов Оуэн Смит успел призвать британцев к проведению повторного референдума по Brexit, что роднит его с теми кругами Консервативной партии, которые никогда о выходе из ЕС не помышляли.
Значимые расхождения между Джереми Корбином и Оуэном Смитом были обозначены 18 июля в ходе теледебатов двух политиков в Бирмингеме, одном из оплотов лейбористов. Как сообщает газета Independent, Корбину задали вопрос, станет ли он, если окажется во главе страны, выполнять 5-ю статью устава НАТО, гласящую, что нападение третьей стороны на одного из членов альянса рассматривается как нападение на альянс в целом. Корбин не стал отвечать. Уйдя от ответа, он призвал «выстроить хороший диалог с Россией» и «достичь мира, при котором в войне нет необходимости». Всё это можно сделать, добавил Корбин. Оуэн Смит, ответил на тот же вопрос как бескомпромиссный атлантист: «Мы должны прийти на помощь другим членам НАТО. В этом суть договора о НАТО. В этом состоит задача Великобритании в случае нападения на страну-члена НАТО. Это очевидно».
Смит поставил в упрёк Корбину отрицательное отношение к Евросоюзу и отказ от идеи проведения повторного референдума, назвав это «глубокой ошибкой». Ответ Корбина прозвучал незатейливо, но был вполне исчерпывающим: «Референдум состоялся, результат получен».
Некоторые внешнеполитические заявления Оуэна Смита будоражат англичан. Например, его позиция по отношению к «Исламскому государству». «Все решения в международных конфликтах и кризисах должны решаться в диалоге, и если мы беремся улаживать конфликт в Сирии, то придется приглашать за круглый стол всех его участников, хотя в данный момент ИГИЛ точно не заинтересован в переговорах», - заявил 16 июля Оуэн Смит. Эти слова вызвали острую реакцию в обеих ведущих британских партиях. «Отчаянные попытки Смита обойти или превзойти Корбина привели к тому, что фактически он признал, что варвары-убийцы… - это люди, с которыми нам нужно о чем-то договориться. Независимо от итогов внутрипартийных выборов, подозреваю, что с такими лидерами оппозиции мы никогда не будем чувствовать себя в безопасности», - высказался по этому поводу член комитета по обороне консерватор Джонни Мерсер.
Риторика Смита на последнем отрезке его борьбы с Корбиным довольно любопытна. Он много говорит о «рабочей революции», даже о «социалистической революции», призывает «громить тори», хотя и с готовностью признаётся, что для «разгрома» Терезы Мэй сил у лейбористов маловато.
То, что претендент на пост лидера лейбористов Оуэн Смит неразличимым образом смыкается во внешней политике с консерваторами, предполагает лишь одно: он и поддерживающая его партийная верхушка добиваются, чтобы Лейбористская партия, как и при Тони Блэре, прозванном «пуделем Буша», соответствовала модели «особых отношений» Великобритании и США. При таком условии эти две партии могут чередоваться у власти сколько угодно, и рассуждения Оуэна о «социалистической революции» этому ничуть не мешают. Если, конечно, кризис в стане британских лейбористов не принесёт после 24 сентября неожиданности и не сбудется предсказание бывшего председателя Партии независимости Великобритании (UKIP) Найджела Фараджа, заметившего, что лейбористы давно перестали отстаивать интересы рабочего человека и Лейбористская партия может просто прекратить существовать в том виде, как она была когда-то создана.