Краткие сообщения, которые появились сегодня ночью на официальном сайте президента России после окончания в Берлине встречи и переговоров президента России Владимира Путина, федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и президента Украины Петра Порошенко по урегулированию ситуации на Украине, а также трёх первых - по урегулированию сирийского конфликта, позволяют утверждать, что многое на этот раз произошло и было сказано в рамках «нормандского формата» впервые.
В кратком заявлении для прессы по итогам визита в Берлин В.Путин подчеркнул: «...все участники сегодняшней встречи подтвердили, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать Минские соглашения, и все подтвердили свою приверженность этим договорённостям». Такая констатация важна уже потому, что странное, мягко выражаясь, предложение «вернуть Дебальцево», с которым П.Порошенко собирался ехать в Берлин, в условиях критического невыполнения указанных договорённостей грозило их полным и окончательным провалом.
Много внимания в связи с Украиной было уделено вопросам безопасности, связанным с «разведением конфликтующих сторон» на линии противостояния. Договорились о необходимости и дальше вести выбор тех точек и мест, где работа по разведению сторон может быть продолжена. При этом надо понимать, что безопасность неделима - она не может существовать только для одной стороны.
Впервые в рамках встреч «нормандского формата» из уст российского президента прозвучало уточнённое определение субъектов «договора об особом статусе», который никак не даётся Киеву. Субъекты требуемого договора определены так: это отдельные районы Луганской и Донецкой областей (входящие в сферу административной ответственности Киева), с одной стороны, Луганская народная республика и Донецкая народная республика – с другой.
Что касается сирийской части встречи в Берлине, то здесь «нормандская четвёрка» знаменательным образом трансформировалась в «нормандскую тройку» - переговоры по Сирии проходили между российским, германским и французским лидерами.
В заявлении В.Путина для прессы по итогам второй, «сирийской» части переговоров особенно важны три положения. 1) во всём комплексе проблем, порождённым сирийским кризисом, главное и первостепенное для России – это «искоренение терроризма на сирийской земле»; здесь особое значение имеет политическая составляющая окончательного урегулирования, включая, отметил В.Путин, «разработку и принятие новой конституции» Сирии (да услышат это в Дамаске!). 2) Россия намерена и готова продлить – насколько это будет возможно… – … паузу в нанесении авиационных ударов», разумеется, «до тех пор, пока не столкнёмся с активизацией бандформирований, засевших в Алеппо», отметил В.Путин. 3) из Берлина прозвучало отчётливое послание американской стороне: только «разведение террористов «Джабхат ан-Нусры» и иже с ними» и «так называемой здоровой части оппозиции» сделает понятным, как совместную (с Соединёнными Штатами) работу по Сирии можно и дальше продолжать вместе.
Итоги берлинской встречи, особенно переговоры российского, германского и французского лидеров, надо надеяться, сыграют роль в обсуждении сирийской проблемы на двухдневном саммите Европейского союза, который открывается сегодня в Брюсселе.
Соб. корр. ФСК