10 ноября МИД России предупредил, что российским гражданам, находящимся в Южной Африке, рекомендуется «проявлять осторожность». Причиной стали массовые студенческие выступления под лозунгом отмены платы за обучение в вузах. «Наиболее радикальный характер протесты приобрели в Кейптауне и Претории. Правительство ЮАР ведет диалог с представителями студенчества по вопросам урегулирования ситуации».
Эти студенческие волнения – часть более серьёзных событий, за которыми стоят попытки свержения правительства ЮАР.
Страну дестабилизируют. Последним примером серьёзного осложнения ситуации стала публикация доклада Общественного защитника (южноафриканский аналог омбудсмена - уполномоченного по правам человека) по вопросу о «захвате государства» (state capture). Доклад дал повод открыть охоту на семью бизнесменов Гупта из Индии. Членов семьи обвинили в «захвате государства» посредством «оказания влияния» (читай: подкупа) на членов правительства и президента страны Джейкоба Зуму. Семье Гупта пришлось бежать их Южной Африки, после чего во всех банках ЮАР были закрыты их счета. При этом доклад Общественного защитника не содержит доказательств вины ни самих Гупта, ни Дж.Зумы, ни каких-либо других официальных лиц. Имеются лишь «подозрения», но их хватило, чтобы создать требуемый политический скандал.
9 ноября оппозиция вновь поставила вопрос о выражении недоверия президенту страны. Попытка (третья за несколько месяцев) в очередной раз провалилась, но психологическое давление на президента и его ближайшее окружение не прекращается. Смещение Дж.Зумы и его правительства стало навязчивой идеей оппозиции и её покровителей за рубежом. В поисках причин далеко ходить не надо: оппозиционеров и тех, кто за ними стоит, не устраивает курс правительства Африканского национального конгресса (АНК) во главе с Дж.Зумой как в экономике, так и во внешней политике.
ЮАР выделяется среди других стран успешной социальной политикой, население получает бесплатное жильё (где ещё это встретишь?), значительные льготы для определённых категорий и т.д. Такую политику удаётся проводить во многом благодаря наличию в стране крупного сектора государственной экономики. Именно он подвергается яростным нападкам со стороны СМИ, принадлежащих южноафриканскому и иностранному монополистическому капиталу. Не случайно главным объектом атак в докладе о «захвате государства» стала государственная энергетическая компания Escom (крупнейший производитель энергии в Африке; входит в первую семёрку крупнейших энергетических компаний мира). Несмотря на отсутствие конкретных доказательств вины, главу компании Б.Молефе вынудили уйти в отставку. Не прекращаются попытки приватизировать национальную авиационную компанию South Africa Airlines.
Прямое давление на ЮАР – страну с богатейшими природными ресурсами (платина, золото, алмазы, нефть и др.) – оказывается из-за рубежа. Так, МВФ в своём новом прогнозе для ЮАР на 2017 год понизил оценку экономического роста страны с 1% (в июле с.г.) до 0,8%. Вмешательство МВФ носит бесцеремонный характер: среди прочих факторов, вызывающих у чиновников МВФ «беспокойство», называется, например, смена Дж.Зумой министра финансов.
Оказывается давление на ЮАР и через тройку ведущих международных рейтинговых агентств. Постоянные угрозы понизить рейтинг ЮАР до «мусорного» (junk status) становятся главной темой общественной дискуссии. Три агентства - Moody’s, Fitch и S&P выставили ЮАР предмусорные показатели либо показатели с «мусорной» тенденцией.
«Всем хорошо известно о главном дефекте данных агентств, - пишет профессор В.Катасонов в статье «Рейтинговый сюрреализм как форма организованной преступности», - они работают за деньги клиента. Соответственно, уровень рейтинга находится в прямой зависимости от суммы денег, получаемых агентством от клиента. Фактически речь идет о преступном сговоре, в результате которого агентство получает свою долю «добычи» от проведения клиентом той или иной спекулятивной сделки».
Вердикты рейтинговых агентств влекут вполне определённые финансовые последствия. Так, если Южной Африке снизить рейтинг на один пункт, стоимость обслуживания её долгов возрастёт в три раза.
ЮАР – член объединения БРИКС, и это тоже у кого-то вызывает неудовольствие. Если раньше группа крупнейших государств четырёх континентов, включающая Китай, Индию, Россию, Бразилию, ЮАР, была лишь переговорной площадкой и инструментом сближения интересов, то сегодня она представляет собой нечто большее. В Декларации Гоа, подписанной по результатам саммита БРИКС 16-17 октября 2016 года, есть важный пункт под номером 44, который гласит: «Мы приветствуем рассмотрение экспертами возможности учреждения независимого рейтингового агентства БРИКС».
Институты БРИКС ещё только формируются, но они уже способны оказывать реальную помощь Южной Африке. Когда, например, крупнейшая частная инвестиционная компания ЮАР Futuregrowth Asset Management отказала в кредитах шести государственным компаниям и предприятиям страны, в том числе компании Escom, Новый банк развития («Банк БРИКС») объявил, что он готов предоставить такие займы. И первый филиал «Банка БРИКС» открылся в Южной Африке, в Йоханнесбурге.
Принадлежность ЮАР к объединению БРИКС, одному, как говорит президент России В.Путин, «из ключевых элементов формирующегося многополярного мира», является особым раздражителем для южноафриканской оппозиции и стоящими за ней силами «глобального управления». В этом контексте не случайно индийское гражданство членов семьи Гупта, обвинённых в «захвате государства», как не случайны обвинения в получении президентом Дж.Зумой взяток от России за одобрение российского контракта с ЮАР в области ядерной энергетики. Подобные обвинения прозвучали в парламенте ЮАР на последних слушаниях по вотуму недоверия главе государства; выдвинувшему их депутату пришлось взять свои слова обратно в связи с отсутствием у него каких-либо доказательств, но тем, кто организует эти нападки, доказательства не нужны: их цель – посеять смуту.
Точно так же и студенческие волнения в ЮАР - лишь звено в цепи действий, нацеленных на «смену режима» в Южно-Африканской Республике.