См. начало
Решению военных задач в Сирии будет способствовать формирующаяся у берегов этой страны крупная группировка российских военных кораблей. В состав группы, сопровождающей тяжелый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», входят тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Также, по некоторым данным, вместе с «Адмиралом Кузнецовым» прибыли три подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами типа «Калибр».
В составе палубной авиации «Адмирала Кузнецова» – новейшие истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также самолеты Су-33, многоцелевые вертолеты Ка-27 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31. Недавно присоединившийся к корабельной группе фрегат «Адмирал Григорович» оснащен крылатыми ракетами дальнего радиуса действия «Калибр», ракетным комплексом самообороны «Штиль-1», артиллерийской установкой А-190 калибра 100 мм, зенитной артиллерией и реактивной бомбовой установкой. Палубная авиация крейсера «Адмирал Кузнецов» регулярно совершает полеты в воздушном пространстве Сирии с целью изучения театра военных действий и подготовки к нанесению авиаударов по террористам, рассказал «Интерфаксу» российский военно-дипломатический источник. Российская авиационная группировка «готова к началу операции в любой момент времени». Помимо этого, разведывательные корабли работают у сирийского побережья. В частности, «вскрываются новые объекты террористов для выдачи целеуказаний морской авиации и вооруженному крылатыми ракетами „Калибр“ фрегату „Адмирал Григорович“» (9).
«Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря. Совместно решают задачи, маневрируя у берегов Сирии», - cсообщил в эфире программы «Вести в субботу» командир «Адмирала Кузнецова» капитан первого ранга Сергей Артамонов. Палубная авиация крейсера «Адмирал Кузнецов», который находится в Средиземном море у берегов Сирии, совершает полеты, отрабатывая взаимодействие с береговыми службами. Командир крейсера «Петр Великий» капитан первого ранга Владислав Малаховский отметил, что воздушные суда других государств «опасаются подходить [к российским кораблям] ближе 50 километров, хорошо представляя, какую мощь представляет атомный крейсер» (10).
Конечно, момент начала активных действий в районе Алеппо будет определяться, прежде всего, сугубо военными фактами, без привязки к американской внутриполитической динамике, которая если и имеет значение, то сугубо второстепенное. В любом случае, развёртывание в Восточном Средиземноморье российской военно-морской группировки окажет на боевиков и их внешних спонсоров, возможности которых в последнее время заметно сузились, отрезвляющее воздействие.
Отсутствие авиаударов по целям террористов в Сирии вовсе не означает, что их попытки перегруппироваться и подтянуть резервы остаются незамеченными. Сирийский политолог Хасан Хасан предполагает, что усиление корабельной группы ВМФ России в Средиземном море свидетельствует прежде всего о желании полностью прервать снабжение боевиков в восточном Алеппо. Возможные удары с «Адмирала Кузнецова» будут наноситься по прилегающим территориям, а не по самому городу, где по-прежнему находятся (как добровольно, так и в качестве «живого щита») десятки тысяч гражданских лиц.
Не приходится сомневаться в том, что так называемая «гуманитарная помощь», о доставке которой в Восточной Алеппо (под прикрытием длительных гуманитарных пауз) усиленно хлопочет министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер (11), также не останется без внимания. В том же направлении действует ООН, «инициативы» и просьбы которой носят, мягко говоря, весьма мутный характер. «Нашим представителем в Женеве 7 ноября… было получено письмо от господина Эгеланна, в котором содержится очередная просьба увеличить продолжительность будущих гуманитарных пауз в Алеппо. Данные предложения мы получаем уже не в первый раз. И всякий раз это выглядит как попытка найти новую причину срыва доставки гуманитарной помощи от ООН жителям города Алеппо», - отметил представитель Минобороны Игорь Конашенков.
О дате и времени очередной гумпаузы, размещении коридоров для выхода мирных жителей или боевиков, количестве доступных автобусов, машин скорой помощи, пунктов горячего питания, мер обеспечения безопасности, представители ООН информировались заблаговременно: «Кто действительно хочет помочь жителям Алеппо, тот помогает. Безусловно, «гуманитарные паузы» нужны. Но удлинять их просто так, не для оказания реальной помощи мирным жителям, а чтобы террористы смогли получше восстановить свою боеспособность, полагаем контрпродуктивным и противоречащим здравому смыслу» (12).
Постепенно увеличивается количество населённых пунктов, присоединяющихся к режиму прекращения огня (их уже более 900), что способствует стабилизации внутриполитической обстановки и хотя бы элементарному функционированию основных систем жизнеобеспечения деятельности населения. Каждая победа или капитуляция боевиков в небольших поселениях приближает перспективу политических переговоров о будущем послевоенной Сирии.
Примечательной тенденцией минувшей недели стало постепенное снятие покрова молчания с многочисленных фактов гибели мирных жителей в результате авианалётов проамериканской так называемой «антитеррористической коалиции». Сначала агентство Reuters со ссылкой на американских военных озвучило смехотворные данные о гибели в результате авиаударов США в Ираке и Сирии с ноября 2015 года по сентябрь 2016 года 64 мирных жителей. По данным источника в Минобороны России, таковых несколько тысяч, и даже ангажированная Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции (НКОРС) заявляет о гибели на севере Сирии более 23 мирных граждан только 11 ноября. Однако это вряд ли изменит генеральный тренд западной пропаганды, ориентированный на обвинения во всех смертных грехах Москвы, Тегерана и официального Дамаска. Так, в ходе роскошного приёма, устроенного некоторое время назад в Париже пособникам террористов из так называемых «Белых касок», министр иностранных дел Ж-М. Эйро неоднократно пафосно заявлял: «человечность сегодня находится не в Алеппо, и теперь она здесь, во Франции, в Вашем лице» (13).
Между тем, широко разрекламированное наступление проамериканской коалиции в районе Мосула по состоянию на сегодняшний момент серьёзно замедлилось. В первые дни начавшегося 17 октября наступления, поддержанного ударами ВВС США, по рассказам очевидцев, бомбами сметались последние оставшиеся целыми жилища в прилегающих к Мосулу селениях; под их обломками оставались мирные жители, не успевшие покинуть зону боевых действий (14).
Взаимное ожесточение на этноконфессиональной почве, судя по всему, достигло запредельного уровня, что является закономерным следствием коллапса государственных структур ближневосточной страны, даже в более благополучные времена известной своей весьма жёсткой политической культурой. По утверждению представителей МККК, гуманитарный кризис в Мосуле может стать хуже, чем нынешняя ситуация в Алеппо, и всё будет зависеть от того, как стороны намерены вести боевые действия.
* * *
До сих пор практическая политика американских партнёров шла вразрез с договорённостями, направленными на прекращение огня и национальное примирение в Сирии. Насколько со сменой администрации в Вашингтоне (которая окончательно произойдёт в январе) оправдаются надежды на сворачивание деструктивной ближневосточной политики могучей сверхдержавы, покажет время. В конце концов, экстравагантный Борис Джонсон до того, как занять пост главы британского Форин Офиса, также делал «пророссийские» заявления. Дональд Трамп, выступивший за две недели до своего избрания с рядом революционных инициатив, в реальности также вряд ли будет абсолютно свободен от мнения и воли западного истеблишмента.
От части своих предвыборных тезисов миллиардер уже отказался; внешнеполитическая риторика, включая обещания пересмотреть наследие предшественника на Ближнем Востоке (15) вроде бы неизменна, но… Глава Пентагона Эштон Картер не советует избранному президенту США сотрудничать с Россией в Сирии, утверждая, что своим вмешательством в конфликт Москва «лишь еще сильнее разжигает сирийскую гражданскую войну» (16). С адресованными Трампу посланиями не снижать давление на Россию выступили министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен и глава МИД Канады Стефан Дион. Не отстаёт и официальный Лондон: По даннымSunday Telegraph, попытка изменить позицию Трампа в отношении России станет «приоритетом номер один» в работе МИД Соединенного королевства на ближайшее время. Борис Джонсон в течение нескольких недель вылетит в США для встреч с высокопоставленными фигурами в будущей администрации Трампа для того, чтобы ясно дать им понять: Асад должен уйти. Свержение сирийского президента остаётся неизменным приоритетом британской политики (17).
Россия ждет сотрудничества с США по Сирии, а не простого обмена информацией, явно недостаточного для целей эффективной борьбы с терроризмом, отметил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. Москва продолжит работать с США по сирийскому направлению, не дожидаясь, когда в Вашингтоне придет к власти новая администрация. Для России Сирия – это актуальная проблема, и в Москве не могут позволить «взять паузу на несколько месяцев», пока в США сменится руководство. Россия ждет сотрудничества по Сирии, а не простого обмена информацией (18).
Не исключено, что ждать придётся долго, и не факт, что ожидание приведёт к положительному результату. Во всяком случае, делать какие-либо поспешные, а тем более излишне оптимистичные выводы, явно преждевременно. При этом очень хотелось бы надеяться, что практические действия нового американского лидера после его официального вступления в должность (включая кадровые назначения) не разойдутся кардинально с его сегодняшней риторикой.