Министр иностранных дел Украины Павло Климкин заявил в эфире украинского телевидения (канал 24), что в отношении Донбасса «устанавливать хотя бы ориентировочные временные рамки для выборов нельзя без того, чтобы понять, как у нас будет выполняться безопасность. Поэтому говорить сейчас: это будет год, это будет два – абсолютно не имеет никакого смысла».
Глава украинского МИД считает, что закон о выборах в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (так Украина называет ДНР и ЛНР) можно рассматривать в парламенте, «если только первый фундаментальный блок безопасности выполнен, а потом, конечно, в этот закон должны быть вписаны фундаментальные условия безопасности».
Что подразумевают украинские власти под «первым блоком безопасности»:
1) полное прекращение огня (не выполняется; в период 4-13 ноября, по данным миссии ОБСЕ, зафиксированы обстрелы ВСУ территории отделившихся республик из РСЗО «Град»). 2) полный круглосуточный контроль представителей ОБСЕ на территории Донбасса, включающий контроль над границей между ДНР/ЛНР и Российской Федерацией.
По словам Климкина, вдоль границы должны быть размещены базы и оборудование для видеонаблюдения. К этому добавилось требование украинской стороны оборудовать инфракрасными приборами наблюдения все автомобильные и железные дороги в ДНР и ЛНР. Однако и это не всё. Климкин заявил, что одно из непременных условий рассмотрения закона о выборах – «согласование будущей миссии» (речь идёт о полицейской миссии ОБСЕ). Без этого, говорит он, «установление даты выборов невозможно». Кроме того, Украина предполагает, что участвовать в выборах в Донбассе смогут лишь «те, кто надеется, что они пройдут фильтр амнистии и всего остального», а «фильтр амнистии» – это расследование прокуратуры и судебные процессы.
Про «всё остальное» Климкин не рассказал, но в том, что украинская сторона обязательно придумает новые поводы не выполнять минские договорённости, сомнений нет. За «первым блоком безопасности» последуют второй, третий, десятый…
«Всё в будущем будет сложно, поскольку процесс будет сложным», – туманно изрёк Климкин. При этом украинский МИД продолжает твердить, что урегулировать ситуацию в Донбассе не даёт Россия. Киеву хотелось бы поменять порядок выполнения минских договорённостей и вообще переписать их по-своему, прикрываясь «акцентом на вопросах безопасности», но Россия, понимаешь ли, требует совсем другого: выполнять то, что записано и подписано в Минске. Поэтому с «дорожной картой» у Украины не складывается: если Германия, Франция и Россия понимают её как детализацию минских договорённостей, то украинская сторона хочет совсем другую «дорожную карту».
«Мы проводим консультации с нашими немецкими и французскими друзьями и партнерами. Пока у нас нет общего видения этой дорожной карты – общего видения с Россией, я имею в виду. Поскольку тот акцент на вопросах безопасности, который нужен, чтобы создать минимально возможные условия для продвижения дальнейшего политического урегулирования, – сегодня Россия против него возражает. Она, конечно, возражает против ключевых моментов, которые важны для определения модальности будущих выборов, которые должны быть свободными, честными и отвечать фундаментальным критериям ОБСЕ. Это, конечно, доступ украинских СМИ, доступ украинских партий, нормальная избирательная кампания», – заявил сегодня Климкин. Смысл этой маловразумительной речи: Россия не даёт Украине переписать минские договорённости на свой лад. В этом вся соль.
Напомним: встреча «нормандской четвёрки» состоялась в Берлине 19 октября. По её итогам министрам иностранных дел Германии, Франции, России и Украины необходимо к концу ноября согласовать «дорожную карту», в которой выполнение минских договорённостей будет расписано по шагам и срокам.
Семья, пострадавшая в Макеевке после обстрела ВСУ в ночь на 27 октября
Невзирая на это, Украина прилагает все усилия, чтобы затормозить движение к выборам в ДНР и ЛНР, опасаясь, что территории, подконтрольные новым республикам, будут легализованы в составе Украины в их особом статусе. Поэтому Климкин и измеряет сроки возможного политического урегулирования конфликта Киева с Донбассом годами.
Соб. корр. ФСК