Кто он – новый советник Дональда Трампа по национальной безопасности?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Решение избранного президента США назначить своим советником по вопросам национальной безопасности Майкла Флинна вызвало в американских политических кругах ожесточённые споры. Мнения высказывались разные, но большинство разделяет ту точку зрения, что Трамп нашёл, кого искал, чтобы сделать американскую внешнюю политику более напористой. Вопрос в том, куда разворачивать американский курс будет советовать Трампу отставной генерал, бывший руководитель американской военной разведки, попавший в опалу у администрации Обамы.

Есть мнение, что Флинн будет предлагать новому президенту вернуть внешнюю политику США на почву реализма, прекратить демонизировать Россию и сосредоточиться на совместной борьбе с международным терроризмом. Его позицию по Ближнему Востоку даже называют «пророссийской», сам Флинн попал под огонь критики за выступление на российском телеканале RT в качестве аналитика по вопросам борьбы с «Исламским государством» (ИГ) и гражданской войны в Сирии. На этот факт обратили внимание многие американские СМИ.

Известный американский политик, республиканец Герман Кейн считает подобные домыслы пустыми спекуляциями. По его мнению, критики Флинна, не заботясь об истине, просто атакуют любого, кого Трамп назначает в свою команду. «Русскую историю» Флинна Кейн оценивает как попытку либералов раскрутить ещё один ложный сценарий для дискредитации кадрового выбора Трампа. 

О Флинне Кейн высказывается с уважением, отмечая его высокий профессионализм. Одной из причин увольнения в 2014 году генерала Флинна с поста руководителя разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО) Кейн считает позицию президента Обамы, хотевшего слышать от военной разведки только то, что ему нравилось. Как полагает Кейн, Трамп в отличие от Обамы окружает себя людьми, которые будут докладывать ему «то, что ему нужно услышать, а не то, что он хочет услышать».

В этом случае Майкл Флинн может оказаться именно таким человеком. Военная разведка США, когда её возглавлял Флинн, неоднократно докладывала политическому руководству об опасности появления ИГ в Ираке, предупреждала о нецелесообразности поддержки исламистов в Сирии, предлагала пойти на прямые контакты с представителями «Талибана» в Афганистане. Встретив непонимание своей позиции в администрации Обамы, Флинн направил доклад в конгресс в обход президента и руководства Пентагона. Это и привело к его смещению с поста главы РУМО. Правда, для Трампа «человек, который был уволен Обамой» - не худшая характеристика.

Для Флинна доверие избранного президента США тоже дорогого стоит. В июле сего года в интервью The Daily Caller News Foundation генерал с горечью признавался, что, выполняя важные задания в сфере национальной безопасности, он ни разу не был принят и выслушан президентом Обамой. Флинн подчеркнул, что Обама не стал с ним встречаться даже при назначении на ключевые посты в разведке США. «Такова суть моих отношений с Обамой. Он в некотором роде забавный парень; когда дело доходит до отношений, он отходит в сторону и очень далеко… Я не был на экране его радара», - объяснил Флинн.

Наверное, в том числе и поэтому член Демократической партии Майкл Флинн оказался в лагере кандидата в президенты от Республиканской партии. Ранее генерал, отслуживший в армии США более 33 лет, большой политикой не занимался. Своё решение Флинн объяснил желанием «продолжать служить стране в любом качестве». 

Для американских политических элит генерал Флинн, как и бизнесмен Трамп, - нетрадиционные фигуры. Это их сближает, но вместе с тем бросает вызов устоявшейся системе формирования аппарата государственной власти.

До назначения Флинна советниками по национальной безопасности практически всегда были политики, дипломаты или известные политологи и эксперты. В их ряду Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Колин Пауэлл, Кондолиза Райс, её однофамилица Сьюзан Райс, занимающая этот пост сегодня. Каждый из них оставлял определённый след во внешней политике США, некоторые позже становились госсекретарями. Так что выбор Трампом на эту должность генерала-разведчика отнесли к кадровым сюрпризам со стороны избранного президента.

К примеру, конгрессмен-демократ Адам Шифф, назвавший Трампа «импульсивной личностью», выразил сожаление в связи с назначением Флинна, полагая, что генерал тоже не может похвастаться выдержкой и спокойствием политика. В числе претензий к Флинну указывают и на его, как пишут, сомнительные коммерческие связи с семьей турецкого президента Эрдогана. The New York Times поместила 20 ноября статью, утверждающую, что назначение Флинна поддержала Анкара. Вроде бы там особо ценят его призывы в ходе избирательной кампании выдать турецким властям находящегося в США Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в организации неудавшегося военного переворота в июле этого года.

Здесь же вспомнили Флинну и то, что в день выборов он опубликовал статью, призывающую администрацию США более лояльно относиться к Турции как к союзнику по НАТО и выполнить просьбу Эрдогана о выдаче Гюлена. На этом основании делают вывод, что Флинн является оплачиваемым лоббистом консалтинговой компании, основанной турецким бизнесменом Экимом Альптекином, который является главой Турецко-американского совета делового сотрудничества.

Есть и другая версия. Предлагая удовлетворить просьбу турецкого президента о выдаче Гюлена, Флинн рассчитывает на более тесное взаимодействие США и Турции в борьбе с ИГ. Новый советник по национальной безопасности надеется побудить Анкару расширить своё военное присутствие в Сирии. Речь идёт о более эффективной для американцев стратегии борьбы против ИГ при опоре на Турцию, что, как отмечается в статье, рассматривается Флинном наряду с более тесным сотрудничеством с Россией и сирийскими курдами. 

Наконец, Флинна часто упрекают в противоречивости его позиции по Ирану. С одной стороны, он выступает на словах за нормализацию отношений с Москвой, с другой - осуждает ядерную сделку с Тегераном, которая стала редким примером успешного американо-российского взаимодействия. После того как соглашение было заключено, Флинн заметил, что Россия является победителем в этой сделке, поскольку «теперь сможет заработать в два раза больше денег на продаже Ирану оружия и ядерных технологий». По его мнению, от соглашения по иранской ядерной программе «США не получают ничего, кроме горя». Это заявление очень созвучно с высказываниями Трампа.