Освобождение Алеппо – пролог к завершению войны

Межсирийские переговоры – в Дамаске, а не в Женеве

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

См. начало

15 ноября в интервью португальскому телевидению Президент Сирии отметил: «Нет другой альтернативы, кроме победы, так как в случае победы террористов Сирии не станет. В Сирии идет глобальная война, поскольку террористы получают поддержку от десятков стран, Сирия не смогла бы противостоять такому типу войны без помощи своих союзников, в частности, России, Ирана и «Хизбаллы». Трудно оценить, кто из них важнее, важны все. Что касается роли России, то важна ее авиация, которая обеспечивает мощные удары по террористам, и важно то, что она снабжает Сирийскую армию, которая зависит от российской поддержки во всех военных сферах на протяжении шестидесяти лет» (12).

По-видимому, близки к капитуляции боевики Западной Думы (пригород Дамаска). Парад бойцов ливанской «Хизбаллы» в освобождённом при её непосредственном участии в мае 2013 года Эль-Кусейре может стать предвестием более активных действий в отношении остающихся на сирийской территории террористических анклавов, включая наиболее крупный из них в Восточном Алеппо. Британские и арабские СМИ сообщают о возможной поездке Башара Асада в «северную столицу» Сирии после её освобождения. Согласно имеющейся информации, сирийский президент может выступить с речью, посвящённой окончанию войны и программе широких конституционных реформ, предполагающей принятие обновленного основного закона страны на референдуме, а также досрочные президентские и парламентские выборы.

До конца года в Дамаске должна состояться объединительная конференция с участием представителей сирийской оппозиции внутри страны и за рубежом, сообщил глава Национального координационного комитета, ветеран сирийской политики Хасан Абдель Азим (13). По его словам, «приглашения направлены 10 основным организациям и движениям, которые верят в политическое урегулирование как единственно возможный путь выхода из кризиса».  Форуму в Дамаске, на котором «будет согласована политическая платформа патриотических оппозиционных сил»,  будет предшествовать подготовительное совещание. Наряду с Х. Азимом, в качестве других ключевых участников процесса национального примирения называют таких политиков, как Ахмед Джарба, Джихад аль-Макдиси, Моаз аль-Хатыб и некоторых других. В частности, лидер блока «Завтра Сирии», бывший глава НКОРС А. Джабра может иметь поддержку Кира и некоторых стран Персидского Залива.

«Наша цель – сформировать политический орган для переговоров с правительством. Этот новый полюс объединит все гражданские силы, культурные круги и духовенство», – говорит глава НКК, отмечая, что просаудовский «высший комитет по переговорам», так и не смог стать объединительным органом. «Между нами (НКК) и базирующейся в Стамбуле Национальной коалицией оппозиционных и революционных сил (НКОРС) сохраняются большие разногласия», – признал лидер внутренней оппозиции, что вовсе неудивительно, ибо НКОРС «по-прежнему делает ставку на вооруженное противостояние, внешнее вмешательство и экстремистские силы» (14). В активизации переговорного процесса в Сирии могут быть заинтересованы те суннитские страны региона, которые восприняли итоги президентских выборов в США более позитивно, чем Эр-Рияд. При этом, конечно, роль России, её военных и дипломатов как в подготовке и запуске переговорного процесса, так и в оказании гуманитарной помощи сирийским гражданам переоценить сложно.

Российские военнослужащие раздают гуманитарную помощь жителям провинций Латакия и Эль-Кунейтра

По сообщениям арабских СМИ, Ахмад аль-Джарба в настоящее время проводит консультации с российскими представителями по поводу проведения конференции в Дамаске. В целом он согласен приехать в сирийскую столицу при обеспечении гарантий безопасности со стороны Москвы. Кроме того, он пытается убедить некоторых других оппозиционных лидеров принять участие в конференции. Если такая встреча состоится, то она станет, по существу, первым за несколько месяцев реальным шагом по поиску политического урегулирования сирийского конфликта. Ведь в том, что касается женевских консультаций, представитель группы «Хмеймим» Ильян Масаад  констатировал, что усилия спецпосланника генсека ООН Стаффана де Мистуры фактически ни к чему не привели, а после усиления военной и политической напряженности вокруг Алеппо он фактически свернул свою деятельность по поиску путей политического урегулирования сирийского конфликта (15). «Нас удручает то, как идут наши контакты, не сильно афишируемые, но, тем не менее, они идут в Женеве. Все упирается в ту же самую проблему, из-за которой американцы не смогли выполнить наши с ними договоренности, а именно отмежевание умеренной оппозиции так называемой от "Джабхат ан-Нусры". Все больше и больше свидетельств, мы не можем отделаться от этого впечатления, что доминирует желание "Джабхат ан-Нусру" сохранить в качестве наиболее дееспособной силы, противостоящей Асаду, несмотря на то, что она внесена во все террористические списки», — отметил после встречи с Джоном Керри в Лиме Сергей Лавров.

Таким образом, от позиции формируемой администрации США и её приоритетов на Ближнем Востоке зависит очень много. По мнению некоторых экспертов, от поддержки, в той или иной форме, боевого ядра сопротивления официальному Дамаску американцы и их союзники (16) не откажутся ни при каких условиях. Так, в статье советника избранного президента США по национальной безопасности М. Флинна содержится призыв к укреплению партнёрских отношений с Турцией (17) – то есть именно с той страной, которая отнеслась к сентябрьским российско-американским соглашениям по Сирии, мягко говоря, весьма сдержанно. В период «проверки на прочность» договорённостей от 9 сентября Анкара усилила поддержку конгломерата орудующих в Сирии террористических заголовок под водительством «Джебхат ан-Нусры» (18). Президент Турции Р. Эрдоган выразил разочарование несерьёзным подходом к сирийским делам уходящей администрации Обамы (19), однако новое содержательное наполнение турецко-американского партнёрства на Ближнем Востоке в реальности вряд ли станет фактором ослабления позиций террористического интернационала.

В телефоном разговоре 14 ноября Президент РФ Владимир Путин и избранный президент США Дональд Трамп совпали в оценке нынешних двусторонних отношений, отметив, что хуже уже некуда, заявил журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков: «Была подчеркнула наша готовность работать с новой администрацией США на основе уважения интересов друг друга, и наша готовность была подхвачена со стороны избранного президента США. Что было характерно, это совпадение оценок нынешнего состояния двусторонних отношений, что хуже уже некуда» (20). В случае, если предвыборные и первые поствыборные заявления Д. Трампа по Сирии всё же будут подкрепляться конкретными делами, перспективы поддерживаемой Западом мифической «умеренной оппозиции», являющейся не более чем прикрытием для террористов, несколько (или даже существенно) ослабнут. А это, в свою очередь, даст реальный шанс тем сирийским группам, которые заинтересованы в установлении мира в стране не на словах, а на деле. Впрочем, не приходится сомневаться в том, что как уходящая администрация Обамы, так и связанные с ней фракции (включая региональных игроков, капитально вложившихся в разжигание сирийского пожара) предпримут максимум усилий для того, чтобы этого не произошло, в том числе, возможно, путём вооружённых провокаций на сирийской территории. Гипотетическое сближение с Россией «вероятно, будет угрожать Белому дому почти всеобщим осуждением – не только со стороны союзников, но и со стороны изрядной части американской элиты», – предупреждает CNN (21). Проигравшая Хилари Клинтон и поддерживающие её круги обещали борющимся с «врагами Америки» террористам всемерную помощь оружием, а также создание «бесполётных» зон.  Кроме того, в англосаксонских странах военные пользуются достаточно широкой свободой действий в реализации определяемых верховной властью стратегически установок и приоритетных направлений внешней политики. В свою очередь, исполнители (в частности, военные и сотрудники спецслужб) выбирают тактику достижения цели, выполнения поставленных задач. Напомним, специалисты частных военных кампаний, формируют и тренируют боевые подразделения так называемой «умеренной сирийской оппозиции» с ведома Пентагона, ЦРУ и регионального оперативного командования США (22).

* * *

Первые кадровые назначения в администрации Трампа не обещают России на Ближнем Востоке лёгких времён: несмотря на радикальную «антиисламистскую» риторику, у республиканцев наличествует не меньшей опыт взращивания террористических организаций во имя продвижения американских ценностей по всему миру. Возможно, после назначений на ключевые дипломатические посты господ наподобие Джона Болтона или Митта Ромни времена Джона Керри покажутся сладким сном. Следовательно, военные объекты России станут залогом мирного будущего Сирии не менее важными, нежели гипотетические (после разгрома основных террористических банд) политические переговоры заинтересованных сторон. Минобороны РФ оснащает свой объект в сирийском порту Тартус судами, катерами и техническим оборудованием, необходимым для создания здесь полноценной военно-морской базы (ВМБ), сообщил «Интерфаксу» знакомый с ситуацией источник: «Не дожидаясь документального оформления повышения статуса российского объекта в Тартусе от пункта материально-технического обеспечения до военно-морской базы, Россия насыщает объект необходимыми вспомогательными судами, катерами и оборудованием». Турецкие специализированные СМИ сообщают о прохождении через Черноморские проливы российских судов вспомогательного флота (в частности, КИЛ-158), на борту которых были замечены несколько катеров противодиверсионной обороны типа «Рэптор» (23) и буксир с плавучим краном. В ближайшее время Тартус может стать полноценной базой, способной принимать и ремонтировать корабли ВМФ России, при надёжной защите от внешних угроз: соответствующую функцию уже выполняют развернутые в Сирии зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400.

Судя по всему, применяются в Сирии и другие высокотехнологические новинки российского ВПК, способные немало озадачить террористов и их внешних спонсоров. Интенсификация ракетно-бомбовых ударов по позициям террористических группировок усилия позиции Москвы и Дамаска в намечающемся переговорном процессе.

Примечания:
(12) Президент САР Башшар Аль-Асад дал интервью португальскому телевидению // SANA, 15 ноября 2016 г.
(13) Основные группы сирийской оппозиции. Досье // ТАСС, 6 января 2015 г.
(14) Сирийская оппозиция готовит объединительную конференцию в Дамаске // ТАСС, 17 ноября 2016 г.; ВКП сирийской оппозиции опроверг проведение объединительной конференции // РИА Новости, 20 ноября 2011 г.
(15) Сирийская оппозиция просится в Дамаск // Известия. 16 ноября 2016 г.
(16) Прежде всего Саудовская Аравия, переживающая непростые времена. Подробнее см.: Разуваев А. У Саудовской Аравии заканчиваются деньги. Что сделают террористы, оставшись без спонсорских // nalin.ru, 18 ноября 2016 г.
(17) Michael T. Flynn  Our ally Turkey is in crisis and needs our support // thehill.com, 11 aug. 2016 
(18) Новая «сирийская партия» России и США: первый ход за Трампом // EurAsia Daily, 19 ноября 2016 г.
(19) Не менее интересно заявление Эрдогана о поддержки Западом террористов «ИГ», см.:  The Latest: Turkish leader says West is helping IS // nytimes.com, 17 nov. 2016,
(20) Ушаков заявил, что Путин и Трамп совпали в оценке отношений России и США // РИА Новости, 17 ноября 2016 г.
(21) Поссорятся ли Путин с Трампом из-за Алеппо? // inosmi.ru, 18 ноября 2016 г.
(22) Ванин Г., Жилин А. Анестезиолог-глобалист Трамп: закатайте губу, уберите пустой барабан // Regnum, 19 ноября 20ё16 г.
(23) Минобороны РФ начало оснащать объект в Тартусе как военно-морскую базу // Интерфакс, 18 ноября 2016 г.
 
Андрей Арешев, по материалам: Кавказский геополитический клуб
 
Статьи по теме