Польская община Львова по итогам проведённого 24 декабря форума «Львов – Польша» с участием львовских политиков и профессорского состава Львовского католического университета обратилась к Киеву с требованием предоставить области экономическую автономию в отношениях с Польшей.
Вот несколько цитат из выступлений участников этого действа: «Украинская власть ничего не делает для развития украинской экономики»; «На вокзалах Варшавы украинский язык звучит чаще, чем на вокзалах в Киеве»; «Даже если на Украине начнутся реформы, которых так ждут молодёжь и предприниматели, мы уже не сможем найти нужное количество специалистов»; «Без сотрудничества с Польшей регион впадёт в депрессию» и так далее.
По словам главы Объединения поляков Львова Сергея Лукьяненко, Львовская область отстаёт от соседней Польши в экономическом развитии на 50 лет. «Польша даст жителям Львова возможность реализовать себя», - убеждает Лукьяненко.
От Львова до польской границы всего 70 километров, поэтому лидер львовских поляков берёт на себя смелось заявлять, что «у Львова перспектива есть, а у других регионов [имеются в виду регионы Украины. – В.Г.] – нет».
Депутат Сейма Польши от правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) Ян Жарынь, комментируя итоги форума во Львове, говорит, что Варшава должна идти навстречу чаяниям украинских поляков, и особенно выделяет при этом львовских поляков: дескать, благодаря их сохранившейся «польскости» поляки существуют как народ.
Это тот самый Жарынь, который год назад заявлял о готовности ПиС перейти во внешней политике в «историческое наступление». Похоже, наступление уже началось.
С 1999 года во Львове были зарегистрированы 32 новых польских организации - от скаутских отрядов до предпринимательских объединений и культурно-творческих коллективов. Так что база для «исторического наступления» Польши на Западной Украине уже подготовлена.
Украинская пресса об итогах форума и требований автономии Львова сообщила вскользь, опасаясь, видимо, растравлять эту тему. Опасения не напрасны. При нынешнем режиме Украина угодила в собственную идеологическую ловушку: любое требование жителей Восточной Украины, даже в отношении их права пользоваться родным русским языком, украинские СМИ неизменно топили в потоках оскорблений и угроз под лозунгом «Смерть ватникам! Украина – это Европа!», а тут «Европа» в лице львовских поляков, поощряемых из Варшавы, сама заговорила об автономии и необходимости сближаться не с Киевом, а с «матерью-родиной»!
Украинским СМИ, обслуживающим режим, здесь сказать нечего. Потому и молчат. Ситуация выглядит тем более серьёзно, что поляки не одиноки в своих требованиях. Автономии по итогам референдума 1991 года продолжают требовать закарпатские русины, опекаемые Венгрией, которые давно и безуспешно добиваются от Киева признания их отдельным народом, отличным от украинцев. Украина упорно игнорирует результаты областного референдума в Закарпатье, тогда как Венгрия поддерживает и русинскую культуру, и стремление Закарпатья к автономии.
В июне 2016 года об автономии заговорили буковинские румыны. Ассамблея румын Буковины направила президенту Украины П. Порошенко обращение, где, в частности, говорится: «Мы не меньше, чем крымские татары заслуживаем право на свою автономию, в которой культура, язык, образования и таланты румынской нации найдут своё достойное место».
Киев не идёт на контакт ни с русинами, ни с румынами, распространяя через СМИ нелепости: мол, это не русины и не румыны, а агенты ФСБ. Проблему загоняют в угол, отказываясь её решать.
Самое печальное, что рецептов решения этой проблемы у Киева нет вообще. В результате государственного переворота в феврале 2014 года к власти на Украине пришли национал-радикалы - относительно немногочисленная фракция украинского политического спектра, которая мыслит категориями улицы, где всё решают кастет и дубинка.
Воцарившийся в киевских коридорах власти украинский национал-радикализм при столкновении с чувствительными национальными проблемами неизменно ведёт дело к росту напряжённости, обостряя желание национальных меньшинств (русины, венгры, поляки, румыны) под тем или другим видом уйти в автономное плавание. Опасности, которые могут проистекать отсюда для народа Украины, слишком очевидны.
А во что ценят территориальную целостность Украины её западные партнёры, мы увидели в 2009 году, когда Международный суд в Гааге при пособничестве Евросоюза вынес решение о передаче из состава Украины в состав Румынии острова Змеиный в Чёрном море с прилегающим газонефтеносным шельфом.
Подобно страусу ведёт себя киевский режим и в отношении сохраняющихся притязаний Румынии на земли украинской Буковины, на порты Рени, Измаил, Килия.
Всё это - прелюдия многоактной политической пьесы. О том же говорит и активизация львовских поляков, чьи требования экономической автономии, игнорируемые Киевом, могут однажды перерасти в требования «самоопределения вплоть до отделения». В Варшаве следят за ходом этой пьесы очень внимательно.
Фото: uapress.info