27 января министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с представителями политической оппозиции Сирии, чтобы рассказать им об итогах межсирийских переговоров, состоявшихся 23-24 января в Астане.
«Мы пригласили на пятницу всех оппозиционеров из числа политической оппозиции, которые пожелают приехать. Мы их пробрифингуем о том, что произошло в Астане и как мы видим позитивное развитие процесса в дальнейшем», – сообщил перед этим Лавров. Во встрече участвовали 11 человек, в том числе глава сирийского оппозиционного движения за плюралистическое общество Ранда Кассис, представители курдской партии «Демократический союз» Халед Исса, «московской группы» Кадри Джамиль, «группы Хмеймим» Илхам Масаад, партии «Народная воля» Аля Арафат, член Высшего комитета по переговорам, участник «московской», «каирской» и «эр-риядской» групп Хасан Абдельазим.
Приглашения были направлены также главе Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Анасу аль-Абде, его заместителю Абдель-Хакиму Башару и члену политбюро Хади аль-Бахра. Однако все они участвовать во встрече отказались.
Итоги переговоров в Астане Москва рассматривает «как важный, качественно новый шаг в усилиях по урегулированию, поскольку теперь в эти процессы вовлечены отряды вооружённой оппозиции, которые до сих пор не участвовали в контактах с правительством в целом и в процессах, связанных с переговорами о будущем Сирии». Министр отметил, что «в Астане был сделан важный вывод, что сирийский конфликт не имеет военного решения». Кроме того, «был подтверждён режим прекращения огня в соответствии с соглашением от 29 декабря и создан трёхсторонний орган между РФ, Турцией и Ираном для контроля за соблюдением этого режима и расследованием нарушений».
В Москве убеждены, что на межсирийских переговорах, которые должны состояться в конце февраля в Женеве, «пора перестать ходить вокруг да около, необходимо сконцентрироваться на рассмотрении конкретных вопросов в полном соответствии с повесткой дня, которая обозначена в резолюции 2254, включая работу над конституцией». Дальнейшая пассивность ООН на этом направлении «является недопустимой».
Глава российского внешнеполитического ведомства подробно рассказал о переданном на рассмотрение сторон сирийского конфликта проекте конституции страны. В нём расширяются полномочия парламента и содержится запрет на вмешательство армии в политическую жизнь. В соответствии с текстом документа, который оказался в распоряжении РИА Новости, из официального названия «Сирийская Арабская Республика» исключается слово «арабская» (это можно понять как шаг навстречу курдам), а президент республики, получая право объявить референдум по важным для страны вопросам, вместе с тем лишается возможности роспуска парламента. По словам Лаврова, в документе сделана попытка «собрать воедино и нащупать общие моменты в тех подходах, которые нам излагали и правительство, и представители оппозиции в течение последних нескольких лет».
Что касается позиции тех, кто игнорировал московскую встречу, то, если постоянно оглядываться на капризную позицию «эр-риядской группы», можно вообще никогда не приступать к сирийскому урегулированию, заметил С. Лавров. Он подтвердил, что представители Высшего комитета по переговорам (ВКП) «были приглашены, они вроде бы собирались приехать, но затем опять стали выдвигать условия»... Они, в частности, говорили, что нельзя садиться за стол переговоров, пока идут боевые действия. Вот, сейчас боевые действия прекращены, действует режим перемирия, поэтому отговорок у них больше быть не должно».
Как известно, о создании ВКП было объявлено в декабре 2015 года по итогам завершившейся в Эр-Рияде объединительной конференции сирийской оппозиции. Первоначально в её состав вошли 32 человека, 9 из которых представляют базирующуюся в Стамбуле НКОРС, 5 – Национальный координационный комитет (внутренняя оппозиция), 10 – вооружённые группировки, 8 – независимые деятели. От вооружённой оппозиции в комитет вошли по четыре делегата от южного и северного фронтов и по одному от исламистов из группировок «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам».
Тем временем острота столкновений между террористами в Идлибе нарастает. Осознание реального положения дел приходит даже к таким твердокаменным сторонникам лозунга «Асад должен уйти», как англичане. Всё это грозит окончательно вычеркнуть сирийских «непримиримых» из списка тех, с кем ещё пытаются договориться.
Соб. корр. ФСК
Фото: РИА Новости