В ночь на среду президенты Турции и США провели 45-минутный телефонный разговор. Реджеп Тайип Эрдоган и Дональд Трамп договорились действовать сообща против террористической группировки "Исламское государство" в сирийских городах Эль-Баб и Ракка. Об этом сообщает телеканал NTV со ссылкой на источник в администрации турецкого президента.
Сообщается также, что лидеры двух стран обсудили совместную борьбу с терроризмом, создание зоны безопасности в Сирии и кризис с беженцами. Эрдоган призвал Трампа прекратить поддержку курдских сил самообороны в Сирии, которые считаются филиалом запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана.
Ранее, в июле 2016 года, Трамп уже выступал с похвальными оценками действий турецкого лидера, подавившего попытку военного путча. Президенты двух стран договорились в ближайшее время провести личную встречу: она может состояться ещё до мая, когда американский и турецкий президенты увидятся на брюссельском саммите НАТО. В ходе разговора Трамп подчеркнул, что Вашингтон поддерживает Турцию как своего стратегического партнёра и союзника по НАТО, и выразил удовлетворение вкладом Анкары в борьбу с ИГ.
Несмотря на разногласия между Вашингтоном и Анкарой в период президентства Барака Обамы, тесные контакты между двумя странами не прерывались, а Джо Байден был частым гостем на берегах Босфора. Завтра в Анкару с первым зарубежным визитом отправляется глава ЦРУ Майк Помпео. Сообщается, что он «обсудит в Турции FETO и PYD» (гюленовскую организацию и сирийскую курдскую Партию демократического союза – обе эти структуры вызывают у турецких властей серьёзное беспокойство).
Немаловажное значение имеет и отношение Анкары к пока не проработанной идее Трампа о создании на сирийской территории неких зон, безопасных для мирного населения, отмечает CNN. Следует также понять, как эти планы сочетаются с перемирием, объявленным 29 декабря на всей территории Сирии (за исключением районов, где ведутся боевые действия против террористических группировок).
Патронируемая Вашингтоном и заточенная против Ирана коалиция суннитских монархий, Египта и Иордании, о которой упоминает арабский автор Абдельбари Атван, строго говоря, немыслима без Турции, диалог которой с Ираном всегда складывался непросто. В настоящее время Москва, Анкара и Тегеран взаимодействуют в вопросе сирийского урегулирования. И неясно, как укрепление «тесных и доверительных» связей между Анкарой и Вашингтоном скажется на эффективности российско-ирано-турецкого ситуативного альянса.
Можно ожидать, что больше ясности появится в последних числах марта, когда состоит официальный визит в Москву президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани.
Соб. корр. ФСК
Фото: Anadolu