В интервью телеканалу НТВ министр иностранных дел России Сергей Лавров затронул ряд острых внешнеполитических проблем, включая непростые вопросы дипломатической службы, кризис на Украине, сирийское урегулирование, а также резкое обострение ирано-американских отношений.
«Да, с Ираном у них [США] сейчас не заладилось гораздо больше, чем при Обаме. Но мы выступаем за то, чтобы всё-таки руководствоваться здравым смыслом. Если для президента США Дональда Трампа главный приоритет на международной арене – борьба с терроризмом, то необходимо признать, что, скажем, в Сирии против ИГИЛ, борются, прежде всего, сирийская армия при поддержке Воздушно-космических сил России, но также подразделения, в том числе подразделения "Хезболлы", которые опираются на иранскую поддержку. Здесь надо будет, наверное, всё-таки делать выбор приоритетов», – отметил С.Лавров.
Напомним, после второй ливанской войны 2006 года Израиль рассматривает шиитскую военизированную милицию "Хезболла" как одного из основных противников, периодически подвергая ракетно-бомбовым ударам её позиции и коммуникации на территории Сирии, что объективно играет на руку радикальным террористическим группировкам в этой ближневосточной стране. Между тем, ни сам Дональд Трамп, ни его окружение не скрывают своих произраильских симпатий. На 15 февраля запланирован визит в Вашингтон премьер-министра Биньямина Нетаньяху, в связи с чем не сложно прогнозировать очередной всплеск воинственной риторики, а, возможно, и практических действий).
Традиционное обвинение в адрес Ирана со стороны Вашингтона и Тель-Авива – «поддержка международного терроризма». В связи с этим Сергей Лавров заявил: «Если посмотреть на реальную ситуацию, то, например, подозрениями в отношении Ирана в том, что он поддерживает террористические организации, занимается такая организация, как ФАТФ. Это целевая группа по борьбе с отмыванием денег и с финансированием терроризма. Там Иран находится в списке тех государств, за которыми осуществляется мониторинг. Буквально на днях был очередной раунд обзора тех действий, которые Иран предпринимает в соответствии с рекомендациями этой организации, и результат был позитивным. Так что здесь нужно, наверное, смотреть всё-таки на конкретику. Потому что когда говорят, что когда оружие, которое Россия поставляет Сирии, как наши израильские коллеги говорят, обязательно попадает "Хезболле" в Ливане, а "Хезболла" из Ливана будет обстреливать Израиль, мы каждый раз говорим, что мы категорически против того, чтобы нарушались условия контрактов, а условия контрактов не позволяют стране-получателю наше оружие передавать кому бы то ни было без нашего согласия. И поэтому мы говорим: дайте нам конкретные факты. Также и в случае с Ираном, да и с любой другой страной: если есть подозрение, то давайте это подозрение рассмотрим. Но просто голословно Иран вычёркивать из антитеррористической коалиции – это не прагматично».
Глава МИД России обратил также внимание на то, что ключевые заместители госсекретаря Рекса Тиллерсона пока не назначены, равно как и ответственные за основные направления внешнеполитической деятельности. «Twitter как инструмент в современном мире, конечно, важен, но он не заменит работы коллектива, и я убеждён, что в Соединённых Штатах это прекрасно понимают… Обамовская плеяда головки Госдепартамента покинула это заведение по своей инициативе, и сейчас там остались карьерные дипломаты на рабочем уровне, но начальников на каждом направлении пока нет». Лавров выразил надежду на скорое завершение формирования новой команды Госдепартамента США.
Напомнив о недоговороспособности администрации Обамы в сирийском вопросе и неэффективности посреднической миссии ООН, глава МИД России подчеркнул важность российско-турецко-иранских договорённостей по Сирии и переговорного процесса в Астане, где за один стол переговоров сели представители официального Дамаска и ряда вооружённых группировок. В ходе недавней технической встречи в Астане были дополнительно согласовываны технические детали мониторинга режима прекращения боевых действий. Параллельно идёт подготовка очередной встречи представителей сирийских властей и вооруженных оппозиционеров. Продолжается работа по присоединению к мирному процессу новых вооружённых отрядов. Так, иорданцы помогли в контактах с южным фронтом. Несмотря на то, что бездействие ООН терпеть далее было невозможно, Москва не подменяет усилия этой международной структуры, предполагающие участие большего количества сирийских участников. Очередной раунд переговоров в Женеве планируются на 20 февраля, последнее слово в формировании делегации сирийских оппозиционеров будет принадлежать Стаффану де Мистуре. Однако если капризы тех, кто годами проживает в европейских гостиницах, вновь возобладают, то авторитету ООН будет нанесён серьёзный ущерб.
Сергей Лавров выразил уверенность в приверженности американских коллег прагматичному подходу и в искренности намерений Дональда Трампа победить ИГИЛ.
По материалам СМИ