Власти Черногории не прекращают антироссийскую истерию. Не ограничившись заявлениями о причастности группы сербов и русских к попытке государственного переворота в стране, который якобы должен был произойти 16 октября 2016 года в момент парламентских выборов, специальный прокурор Миливойе Катнич обвинил Москву напрямую. По его словам, российские государственные органы были вовлечены в попытку государственного переворота в Черногории, целью которого было предотвратить вступление страны в НАТО. «За этими событиями стояли российские националистические структуры. Но, кроме того, теперь мы знаем, что в них принимали участие российские государственные органы», - заявил Миливойе Катнич. В сценарии спецпрокурора вооружённая группа, действовавшая в интересах российских спецслужб, планировала спровоцировать в черногорской столице массовые беспорядки на волне недовольства результатами парламентских выборов, захватить правительственные учреждения и физически ликвидировать премьер-министра Мило Джукановича. «Паспорт был ему выдан российскими органами, он является сотрудником российских служб безопасности» - так Миливойе Катнич пояснил выявленную им связь одного из россиян со спецслужбами.
Это официальная версия Подгорицы. А теперь посмотрим, на чём она строится.
Во-первых, не кто иной, как сам специальный прокурор Катнич ранее подчёркивал, что у черногорских властей, задержавших около двадцати сербов, нет никаких доказательств того, что к попытке переворота и ликвидации Мило Джукановича причастны российские власти. «Никаких доказательств того, что Россия причастна к теракту, нет… Мы будем продолжать сотрудничество с российскими коллегами» - так говорил спецпрокурор осенью 2016 года.
Тот факт, что сотрудничество с российской стороной парадоксальным образом привело к выдвижению обвинений в адрес России, означает одно из двух: либо спецпрокурор с самого начала сознательно вводил общественность в заблуждение, либо выдвинутые им обвинения никоим образом не вытекают из хода самого расследования. И то и другое весьма прискорбно.
Во-вторых, бьёт в глаза то, что «российский след» в событиях в Черногории возник… на британской почве. Именно британские СМИ, причём со ссылкой на правительственные источники в Лондоне, первыми объявили, что к попытке переворота в Черногории якобы причастны российские спецслужбы. Выглядело это фантастично. Так, один из собеседников The Telegraph посчитал, что в попытке путча, который должен был произойти в Черногории, можно было бы обвинить «неконтролируемых» российских агентов и националистов, и тут же прибавил, что ему «сложно представить, что все это не получило одобрения сверху». Гадательность ничем не подтверждённых предположений не помешала британскому изданию безапелляционно заявить, что западные спецслужбы якобы собрали доказательства причастности России к попытке государственного переворота в Черногории. Естественно, доказательств этих тоже никто не видел.
В-третьих, следует отметить то подчёркнуто преувеличенное внимание, какое уделили черногорским внутренним делам в столицах англосаксонского мира. Согласно британским источникам, «причастность» России к внутриполитическим событиям в Черногории сочли необходимым обсудить министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон и госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
В Москве решительно отвергли обвинения черногорских властей и их западных партнёров. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал обвинения в том, что российские государственные органы участвовали в попытке переворота в Черногории, «голословными». Эта новость, заявил он, «стоит в одном ряду с другими голословными обвинениями нас и нашей страны». Лавров упомянул среди них хакерские атаки, вмешательство в избирательные кампании «большинства западных стран» и связи администрации Трампа с российскими спецслужбами. «Ни одного факта» по поводу этих обвинений, заявил Лавров, «предъявлено не было».
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал слова прокурора Черногории об участии России в попытке государственного переворота «абсурдными» и «безответственными». «Мы день за днем фиксируем какие-то абсурдные обвинения в адрес России, день за днем опровергаем эти обвинения. В том числе заявляем, что не может быть и речи о причастности Москвы и официальной российской стороны к каким-то внутренним событиям в Черногории», - подчеркнул Песков.
Судя по всему, новый виток антироссийской истерии черногорских властей тесно связан с процессами, происходящими в руководстве НАТО и связанными с возможной перестройкой трансатлантических отношений при новой американской администрации. Намерение президента США Дональда Трампа заставить европейцев больше платить за евроатлантическую солидарность стало главной темой дискуссий на состоявшемся 15-16 февраля в Брюсселе заседании министров обороны стран-членов НАТО с участием нового главы Пентагона Джеймса Мэттиса. При этом к настоящему времени лишь пять государств - членов НАТО из 28 (США, Великобритания, Польша, Греция и Эстония) удовлетворяют согласованной в 2006 году норме военных расходов в 2% национального ВВП. «Расходы некоторых европейских стран на оборону меньше бюджета Полицейского управления Нью-Йорка», - признаёт всё то же британское издание The Telegraph.
Понятно, что приём в ряды Североатлантического альянса Черногории никак не укрепит бюджет НАТО. А следовательно, черногорскую заявку следует обосновать политическими соображениями – и почему бы не российской угрозой? Только вряд ли сама черногорская заявка от этого «подорожает».