Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли выступила с неожиданным заявлением: «Нашим приоритетом больше не является цель убрать Асада. Наш приоритет — реально понять, что делать, с кем мы должны работать, чтобы изменить жизнь народа Сирии». При этом госпожа Хейли добавила: «Концентрироваться на Асаде так, как предыдущая администрация, мы не можем». До этого высокопоставленная сотрудница Госдепа назвала США «совестью мира», от роли которой её страна не откажется.
В свою очередь госсекретарь США Рекс Тиллерсон, выступая 30 марта в Анкаре на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, заявил: «Уходить Асаду или нет – это решение примет сирийский народ».
Известные своей враждебностью к Дамаску сенаторы Джон Маккейн и Линдси Грэм громко протестуют против заявленной представителями администрации Трампа корректировки подходов в сирийском вопросе, утверждая, что отказ от требования о свержении Асада станет сокрушительным ударом по сирийской оппозиции и «большой наградой для России и Ирана».
Напомним, Барак Обама много раз заявлял о том, что «Асад должен уйти», и это является необходимым условием к урегулированию вооружённого конфликта в Сирии. Ещё в 2012 году Обама возвестил, что «дни Асада сочтены». Под эту абсурдную идею набирались сомнительные «союзники», накачивались современным вооружением разномастные террористические орды, включая отъявленных головорезов и наёмников, что привело к гибели сотен тысяч людей, превращению миллионов сирийских граждан в беженцев, к тотальному разрушению экономической инфраструктуры.
В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп не раз заявлял о том, что не знает, с кем работать в Сирии, фактически намекая на важную роль Обамы и Клинтон в поддержке террористических группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство».
Заняв Овальный кабинет в Белом доме, Трамп, несмотря на колоссальную инерцию прежних подходов (в частности, в действиях спецслужб), предпринял некоторые шаги по налаживанию первичной координации действий в Сирии с российскими военными. Это не осталось незамеченным в Москве. «…По некоторым чувствительным направлениям, таким как сотрудничество в Сирии, несмотря ни на какие заявления внешние, все-таки реальное сотрудничество налаживается, углубляется, расширяется. Мы чувствуем заинтересованность наших американских партнеров в развитии этого взаимодействия. Это очень хороший сигнал, мы надеемся, что он распространится и на другие регионы мира», — отметил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании международного форума «Арктика — территория диалога». «Президент Дональд Трамп заявил, что борьба с терроризмом является для него первоочередной задачей во внешней политике, и это, на мой взгляд, совершенно логично. Уверен, мы будем придерживаться того же похода», – напомнил, в свою очередь, министр иностранных дел Сергей Лавров, также упомянув о возможности к возобновлению сотрудничества.
По словам старшего научного сотрудника Центра арабских исследований ИВ РАН Бориса Долгова, можно говорить о новом курсе президента США в отношении Сирии: «…это начало проявления того, что Трамп уже определил команду своих дипломатов, которые должны заниматься сирийским конфликтом… То, что это заявление – важный момент в становлении и определении политики США в отношении сирийского конфликта, это очевидно».
К сожалению, последние недели характеризовались очередным обострением террористической активности в ряде районов Сирии, не исключая столичную агломерацию. Атаки боевиков не вызывали тревоги со стороны «мирового сообщества», а ответные действия Сирийской арабской армии немедленно стали причиной «обеспокоенности» функционеров ООН «ухудшением безопасности и гуманитарной ситуации в осажденных частях восточной Гуты в пригороде Дамаска, где около 400 тысяч человек находятся под осадой правительственных сил». Аналогичная ситуация в провинции Хама: как только правительственной армии удалось несколько стабилизировать фронт, раздались новые крики о применении ею «химического оружия».
Параллельно готовится юридически ничтожный, но пропагандистски важный «международный беспристрастный и независимый механизм» по Сирии, призванный представить боевиков «жертвами», а тех, кто им противостоит, – преступниками. И американские дипломаты, разумеется, в курсе этих сомнительных инициатив и откровенных попыток боевиков сорвать и без того чрезвычайно уязвимый переговорный процесс.
Так что позиция США в отношении Сирии остаётся двойственной. Устранить эту двойственность могут не заявления, а дела.
По материалам СМИ