Сирия снова в фокусе мировых событий

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Все последствия принятого президентом Трампом решения о военной агрессии против суверенного государства для процесса сирийского урегулирования предугадать сложно, но атмосфера, созданная этим шагом Вашингтона, не рассеивается. Пару дней назад министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон предложил, например, России присоединиться к действиям западной коалиции для совместной борьбы с «Исламским государством» (ИГ)… в обмен на «сдачу» Асада (?!).

Удар «Томагавками» сам по себе существенных изменений в военной ситуации в Сирии не вызвал. Однако на трёхсторонней встрече министров иностранных дел Ирана, России и Сирии, которая прошла 14 апреля в Москве, с озабоченностью отметили активизацию на фоне односторонней американской акции террористических группировок ИГ и «Джабхат ан-Нусра». Нанесением ракетного удара по авиабазе сирийских ВВС администрация США срывает усилия по прекращению гражданской войны.

Это и даёт основание предполагать, что вовлечённость США в сирийский конфликт может выйти за рамки одноразовой военной акции. Так считают, в частности, в Иране. Президент Хасан Роухани предостерегает от новых опасных действий США в Сирии. 

На Ближнем Востоке безоговорочное одобрение американский ракетный удар получил в Саудовской Аравии и Израиле. Что касается саудовцев, то их такое поведение США в Сирии устраивают ещё и с точки зрения противостояния с Ираном. Израиль приветствовал американскую военную акцию в ожидании согласия администрации Трампа на выполнение аннексионистской программы еврейского государства на оккупированных палестинских территориях и в надежде, что Вашингтон не станет возражать против полномасштабного наступления на ХАМАС в секторе Газа. Кстати, наносившие удары по Сирии американские эсминцы Porter и Ross в момент пуска ракет находились в 40 милях юго-западнее Тель-Авива. Есть мнение, что для ударов «Томагавками» по сирийскому аэродрому было открыто воздушное пространство Израиля. На фоне атак самолётов израильских ВВС по объектам ливанской организации «Хезболла» и сирийской армии исключать данную версию нельзя. 

Удивила позиция Турции. Несмотря на её участие в астанинском процессе, Эрдоган заявил по поводу американских ударов по Сирии: «Хорошо, но недостаточно». Тем не менее, как сказал С. Лавров, астанинский формат сохраняется. На этой неделе в Тегеране пройдёт встреча экспертов для подготовки нового раунда переговоров, который состоится 3-4 мая в Астане. «Сигналы, которые мы получаем от вооруженной оппозиции, свидетельствуют о том, что они готовятся к раунду. В этом нас заверяют турецкие коллеги, которые с ними работают», - отметил Лавров. В то же время «тройственному союзу» России, Ирана и Турции в вопросах сирийского урегулирования предстоят, по всей видимости, испытания. Турция не разделяет позицию российского президента Владимира Путина, назвавшего удары США по Сирии агрессией против суверенного государства. Есть признаки заинтересованности Анкары в том, чтобы американцы пошли на дальнейшую эскалацию конфликта. Не отказались в Анкаре и от цели смещения законного сирийского правительства. Каким образом турецкое руководство видит своё дальнейшее участие в политическом урегулировании сирийского кризиса совместно с Россией и Ираном, возможно, проявится на встрече экспертов «тройки» в Тегеране.

Что касается России и Ирана, то после военной акции США в Сирии их двустороннее взаимодействие заметно упрочилось. Провели консультации президенты России и Ирана, секретари советов безопасности, министры обороны, руководители генеральных штабов; министр иностранных дел Джавад Зариф провёл переговоры в Москве со своими российским и сирийским коллегами. Предметом обсуждения является опасная игра США с высоким уровнем риска эскалации войны и дестабилизации обстановки на всём Ближнем Востоке. Обе стороны не верят в применение химического оружия сирийскими правительственными силами, решительно выступают за проведение непредвзятого расследования трагедии в провинции Идлиб и намерены добиваться поддержки этой инициативы в ООН. Принципиальной остаётся и позиция в отношении поддержки Асада: возможности бороться с терроризмом в Сирии без его участия ни в Москве, ни в Тегеране не видят.

После того как Вашингтон отказался от политики военного невмешательства в Сирии, осложнились и российско-американские отношения. За всеми разговорами о возникновении напряжённости, недостатке доверия и тупиках можно рассмотреть желание определённых кругов в США не только сохранять двусторонние отношения на том низком уровне, на котором они находились в конце президентства Обамы, но и по возможности понизить этот уровень ещё больше. «Нам нужно попытаться положить конец этой неуклонной деградации, которая ничего не делает для восстановления доверия между нашими двумя странами или для достижения прогресса по вопросам, имеющим для нас обоих огромное значение», - заметил Рекс Тиллерсон на пресс-конференции в Москве после окончания переговоров с Сергеем Лавровым. В числе положительных результатов своих встреч в Москве госсекретарь назвал договорённость о создании рабочей группы для решения текущих вопросов и в интересах достижения «прогресса в направлении стабилизации отношений». По Сирии, отметил он, «в некоторых областях мы разделяем общую точку зрения»; в частности, «мы согласны с тем, что необходимо отказать в убежище террористам, которые хотят атаковать обе наши страны», заявил глава Госдепартамента США. Будут ли, однако, эти слова подкреплены делами?

Статьи по теме