К 2050 году население Украины может сократиться более чем на 12 млн человек – таков прогноз Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины (НАНУ). Это пророчество практически не отличается от международных прогнозов: в ООН посчитали, что к 2050 году жителей Украины останется в лучшем случае (если вдруг повысится рождаемость, для чего пока предпосылок нет) 39 млн человек, в худшем – 31 млн.
В среднем по прогнозу ООН на территории нынешней Украины будут проживать 35 млн человек. При этом ооновцы учитывают и жителей российского Крыма. Институт демографии и социальных исследований видит перспективу ещё более мрачной. «Депопуляция стала характерной чертой для Украины, и тенденцию сокращения населения преодолеть уже практически невозможно», – говорит ведущий научный сотрудник института Лидия Ткаченко. Прогноз учёных таков: к 2050 году на территории, которую занимает сейчас Украина, останется 30-37 миллионов человек.
В январе текущего года Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований НАНУ, заявила, что на Украине «постоянно исчерпывался потенциал демографического роста, непосредственно связанный с возрастной структурой»: неуклонно уменьшалось количество молодёжи и детей, страна постарела. «Старики чаще умирают, а если нет молодежи, то некому рожать. И тут получается замкнутый круг», – говорит Либанова. Второй причиной депопуляции она называет сохранение высокой смертности на Украине, особенно мужской: в возрастном интервале 20-40 лет украинцы умирают в 4 раза чаще украинок. По словам Эллы Либановой, «почти половина украинских мужчин не доживает до 65 лет». Заметим, что это возраст большинства участников так называемой АТО.
Для простого воспроизводства нужно, чтобы в среднем каждая женщина рожала 2,13−2,15 детей, но на Украине этот показатель порядка 1,5. «У нас 75-летних женщин в структуре населения больше, чем пятилетних девочек», – сообщает директор Института демографии и социальных исследований НАНУ. Теоретически повышение рождаемости до уровня 1,7-1,8 возможно, но только в том случае, если государство создаст для этого условия: прекратит войну и объявит приоритетом национальной политики материнство и детство. Однако от этого государства такого уже не ждут.
Статистика подтверждает тенденцию: в 2016 году на Украине родились 397 тысяч детей*, а умерли почти 584 тысячи человек.
Наиболее высокими темпами вымирает восток Украины: Днепропетровская, Харьковская, Запорожская и Донецкая области, а вот на западе всё наоборот: Галичина, Волынь, Закарпатье и Буковина показывают либо превышение рождаемости над смертностью, либо примерно равные показатели, либо не столь катастрофический разрыв, как на Большой Украине. Например, галицкий показатель превышения смертности над рождаемостью в 5,3 раза ниже днепропетровского, в 4,4 – полтавского, в 3 – запорожского.
Есть на карте Украины и демографический оазис – столица, где рождаемость выше смертности на 6,1 тысячи человек. При этом в Киевской области ситуация точно такая же, как и во всей центральной Украине, – люди вымирают.
И есть в почти совпадающих прогнозах ООН и Института демографии и социальных исследований НАНУ на ближайшие 33 года подвох – они опираются на численность населения Украины, зафиксированную переписью 2001 года, и ежегодные коррективы. В течение 16 лет перепись на Украине не проводится, власть отделывается обещаниями и каждый раз откладывает это мероприятие на более поздний срок. Основных причин две:
– дутая численность населения – полезный инструмент для манипуляций на выборах;
– «мёртвые души» позволяют разворовывать государственный бюджет ещё более эффективно.
Сегодня и украинская статистика, и ооновская выглядят особенно сюрреалистично: жители Крыма уже больше трёх лет – россияне, против Донбасса три года ведётся война, миллионы украинцев живут за рубежом, сотни тысяч из них получили паспорта других государств, но никто ничего не замечает, продолжая вести счёт населения по паспортам.
Однако существует надёжный косвенный показатель реальной численности населения – производство (или потребление) хлеба. С 2010 года (2464 тыс. тонн) он упал более чем в 2 раза (до 1123 тыс. тонн)! Поверить в то, что беднеющее население отказывается от хлеба, сложно: при снижении уровня жизни его потребление как раз растёт. Значит, население Украины сократилось с 2010 года и чтобы понять, насколько, нужно просто разделить общее количество произведённого (съеденного) хлеба на норму потребления, в 2010 году она составляла 45 кг в год на человека. Даже если условиться, что теперь на Украине прилавки разметают подчистую (по оценкам экспертов, не раскупается 15-20% хлеба), то реальная численность населения Украины – около 25 млн человек. А если пофанатазировать, что в бедности люди хлеб не едят (например, сокращают «пайку» на треть), то всё равно выходит не более 37,5 млн. Если вычесть из этих цифр ещё 12 млн, то к 2050 году на Украине останется то ли 25 (в лучшем случае), то ли 13 млн населения. А с внедрением медицинской реформы, которая объявляет почти всю медицинскую помощь платной, 2050 год на Украине наступит гораздо раньше календарного.
В феврале 2017 года обозреватель издания The National Intetest Нолан Петерсон назвал стремительное сокращение численности населения Украины основной угрозой её развитию, но те, кто правят сегодня страной, видеть это отказываются: они прилагают все усилия к тому, чтобы «минус 12 миллионов» образовались как можно раньше.
Соб. корр. ФСК
*цифры в украинских СМИ немного отличаются от цифр Госстата.