Речь кандидата на пост канцлера Германии от Левой партии Сары Вагенкнехт на съезде в Ганновере прозвучала сенсационно. Эта партия, имевшая шансы сформировать правящую коалицию только в союзе с социал-демократами и зелёными, отказалась от такой перспективы. Сторонники Левой уже упрекнули её в недостатке политического реализма; противники обрадовались – партия заходит в тупик.
Между тем съезд Левой, проходивший 9-11 июня, показывает, что совершаемый поворот хорошо осмыслен. Зачем идти на союз с СДПГ и зелеными, если:
– cоциал-демократы с треском проиграли последние выборы в трёх федеральных землях и их рейтинг опустился до исторического минимума: 25% на фоне роста рейтинга соперников (ХДС/ХСС – почти 40 %);
– кандидат от СДПГ Мартин Шульц бледен как политик, ему далеко до Ангелы Меркель;
– социал-демократическая традиция нынешними вождями СДПГ забыта;
– что касается зелёных, то союз с ними без СДПГ ничего Левой партии не даёт; оказаться в тени таких политических сил означало бы для неё полную потерю лица.
«Мы хотим изменения немецкой политики, – заявила на съезде Сара Вагенкнехт. – А СДПГ и зелёные не способны реально изменить свою линию. Если эти партии не образумятся… сотрудничество с ними не имеет никакого смысла. Мы не намерены участвовать в очередном варианте разнообразных неолиберальных коалиций (чёрно-красные, чёрно-зелёные, чёрно-зелёно-голубые, чёрно-голубые и т. д). В такой ситуации хорошая оппозиция лучше, чем плохая правительственная коалиция. Мы хотим изменить немецкую политику и, если найдём партнёров, то будем управлять страной».
Предвыборный лозунг Левой партии – «Мир и социальная справедливость для всех». А в программе, с которой партия идёт на выборы, значатся:
– роспуск НАТО и возвращение немецких войск из-за рубежа;
– установленная законом минимальная зарплата на уровне, гарантирующем существование;
– сокращение рабочего дня без потери доходов;
– национализация энергосетей, развитие альтернативной энергетики и увеличение налогов на горючее;
– бесплатные детские сады и ясли;
– налоговая реформа, включающая налог на богатых;
– пенсионная реформа.
Сара Вагенкнехт считает, что запрос на серьёзные перемены в Германии созрел. И вдохновляет пример лидера британских лейбористов Джереми Корбина. «Такого, как Корбин, мы охотно избрали бы в канцлеры, но из Мартина Шульца мы не в силах сделать Джереми Корбина», – говорит Сара Вагенкнехт.
Действительно, успех Корбина на внеочередных парламентских выборах в Великобиритании 8 июня впечатляет. Среди молодёжи лейбористы вышли в лидеры, а в группе избирателей моложе 25 лет перевес партии Корбина стал подавляющим.
Хотя, собственно говоря, Джереми Корбин не придумал ничего нового. Он просто вспомнил о забытых лозунгах социальной справедливости, обратил на себя внимание «низового» электората и возглавил поход на политические элиты, обслуживающие крупный капитал. Лидер лейбористов отодвинул в партийном руководстве тех, кто ему мешал, и пошёл на парламентские выборы с багажом требований британского рабочего класса 60-х годов, переиначив их на новый лад. Он не побоялся стать «неформатным» политиком, игнорирующим сговор элит в отношении России. А появление коллективного письма нескольких десятков известных экономистов, в том числе нобелевского лауреата Пола Кругмана, поддержавших программу Корбина, прозвучало победным ударом гонга.
Надо сказать, что схожие политические тенденции проявляют себя и в Испании, где продолжает набирать вес левая партия «Подемос». А во Франции в первом туре парламентских выборов получила 11% голосов доселе неизвестная партия левой ориентации «Франция непокорённая».
Всё это Сара Вагенкнехт учла, и повторять опыт Берлина, где после земельных выборов сложилась «красно-красно-зелёная» коалиция (СДПГ+Левая+зелёные), она не намерена. Распрощаться с ренегатами германской социал-демократии нужно уже сегодня, чтобы, как говорят немцы, «не пачкать свою белую жилетку».
Насколько верно и своевременно Левая партия ощутила «ветер перемен», попытавшись на последнем отрезке избирательной кампании уйти в «отрыв», покажут итоги выборов в бундестаг в сентябре. Всё же инерция поддержки Ангелы Меркель в электорате ещё сильна. Тенденция к обновлению политического климата, стремление «изменить немецкую политику» только набирают силу. Скорее всего, перед Левой, рейтинг которой в целом по стране находится на уровне 10-11%, лежит долгий путь завоевания авторитета у избирателей.
Главное – сохранять чистоту идеи. С Сарой Вагенкнехт у Левой партии это может получиться.