В июне Главное статистическое управление ЮАР объявило, что в стране наступила рецессия. Если обратиться к цифрам, то увидим, что рецессия – это два последовательных квартала с негативным ростом. Если в последнем квартале прошлого года падение ВВП ЮАР составило 0,3 %, то в первом квартале текущего года достигло уже 0,7%. Главные потери понесла торговля и промышленность (минус 5,9 и 3,7 процента соответственно). Директор Главного статистического управления ЮАР П. Лехохла отметил, что в промышленности потери связаны в основном со снижением уровня производства в пищевой, химической и нефтяной отраслях; при этом ряд отраслей показали хороший рост. Так, горнодобывающая промышленность (прежде всего, за счёт увеличения добычи золота и платины) выросла на 12,8%, а сельское хозяйство – на 22,2%. Одна из крупнейших золотодобывающих компаний ЮАР Sibanye Gold получила от Standard&Poor отдельный от страны рейтинг – Ba2 (стабильный) – от Moody’s и В+ (позитивный).
Вступление в рецессию последовало за снижением рейтинга Южной Африки тремя главными мировыми рейтинговыми агентствами – Standard&Poor, Fitch и Moody’s. При этом два первых агентства «опустили» ЮАР до «мусорного» (junk) уровня. Формальной причиной такого понижения послужила смена министра финансов Р. Гордхана и его заместителя М. Джонаса. Оказывается, в случае с министром финансов это вопрос не внутренней, а внешней политики. Точнее, политики глобальной. Стоило президенту Дж. Зуме сообщить в начале апреля, что причиной смещения стал доклад разведслужб, обнаруживший сомнительные связи министра и его заместителя с западными правительствами, как сброс рейтинга ЮАР двумя рейтинговыми агентствами (S&P и Fitch) в «мусор» произошёл мгновенно. Решение было принято в считаные часы, ночью. Это был сигнал: «Не трогай наших!»
Смена верхушки Минфина стала второй за последнее время попыткой президента Дж. Зумы на этом пути. Первая попытка (декабрь 2015 г.) закончилась неудачей: после снятия министра финансов Н. Нене и назначения на этот пост Д. ван Руена оппозиция организовала такое давление, что президент вынужден был отступить и через три дня снять своего назначенца.
Третье из большой тройки рейтинговых агентств – Moody’s – выдержало паузу, которая только усилила антиправительственный натиск местных СМИ, которые принялись писать, что это «лишь удлиняет агонию страны». Пауза была заполнена переговорами между Moody’s и правительством ЮАР. О содержании переговоров можно судить по тому обстоятельству, что, как выяснилось, рейтинговые агентства выставляют свои оценки стране … за её же деньги. О деталях этой торговли ничего не известно, но интервью газете The Star новый министр финансов ЮАР М. Гигаба признал, что правительство Южной Африки вынуждено платить за выставление стране того или иного рейтинга. При этом журналисту пришлось дважды повторить свой вопрос о том, сколько конкретно выплачено указанным агентствам; министр ответил, что проконсультируется с Государственным казначейством в отношении возможности назвать данную цифру публично…
Впрочем, добиться полной смены финансовой команды правительства президенту не удалось. После отставки главы Государственного казначейства (которая последовала сразу после снятия верхушки Минфина) президенту пришлось сделать назначение, которое было публично одобрено южноафриканским филиалом Фининтерна – Банковской ассоциацией ЮАР. Новым генеральным директором Госказначейства стал Д. Могаджане, имеющий «хороший послужной список» работы во Всемирном банке. И только после этого последовало сообщение о том, что Moody’s не понижает, а сохраняет рейтинг ЮАР.
Джейкоба Зуму обвиняют в «захвате государства» (state capture); ему вменяют в вину связь с бизнес-империей братьями Гупта, выходцами из Индии, создателями бизнес-империи, включающей урановые рудники, угольные шахты, инжиниринговые компании и др. Однако если «захват государства» в ЮАР и произошёл, то это сделали не братья Гупта, а местные «жирные коты» с прочными связями на Западе. Не случайно министр финансов П. Гордхан и его заместитель были уволены во время их командировки в Британию; не случайно пресса замалчивает информацию о нелегальной деятельности казначейства. Если о «захвате страны братьями Гупта» южноафриканские СМИ трубят уже несколько месяцев подряд (кампания не утихает ни один день!), то о нарушениях в казначействе написала лишь одна газета The New Age, после чего либеральная пресса и оппозиционные партии призвали к закрытию газеты.
Наряду с рейтингом ЮАР в целом «переоценке» подверглись и отдельные субъекты экономической деятельности. Понижены в рейтинге крупнейшие государственные предприятия и, что особенно важно, пять крупнейших банков страны. Местная пресса объяснила эти действия рейтинговых агентств выдачей банками кредитов государственным предприятиям. То есть действует неприкрытая установка: «Госпредприятия не кредитовать!»
Ведущие международные рейтинговые агентства, по сути, являются американскими институтами. Они непосредственно влияют на финансовые рынки и на общее экономическое положение стран, которым выставляют оценки, причём функционируют вне сферы надлежащего регулирования и надзора. «Большая тройка» агентств контролируют сейчас более 90% рынка. Страны - члены группы БРИКС давно высказывают намерение создать общими усилиями новое рейтинговое агентство, которое составило бы конкуренцию большой тройке. Различные модели финансирования новой структуры изучаются, но окончательное решение будет принято политическими лидерами стран БРИКС.