В понедельник 11 июля начинается последняя неделя в текущей сессии Верховной рады Украины перед уходом на летние каникулы. Времени осталось мало, а дел – много. А тут ещё и зарубежные «друзья» торопят с проведением реформ, грозят оставить без денег. Поэтому в ближайшие дни в Раду может быть внесён для голосования закон об образовании, который предусматривает дальнейшее сокращение школ и снижение обязательного минимума знаний.
Украинская реформа образования не вызывает такой шоковой реакции в обществе, как проекты других реформ. Тем более что автор этой реформы – министр образования и науки Лилия Гриневич – умело избегает поводов говорить о реформе конкретно, ограничиваясь обещаниями, что в результате изменений «наши школы и вузы будут выпускать в большую жизнь конкурентоспособных, современных патриотов, инноваторов, которые будут строить современное европейское будущее Украины».
Что за этим кроется?
12-летка: со школьной скамьи – прямо в армию
Главными пунктами школьной реформы должны стать переход на 12-летку и внедрение профильного обучения. После реформы останется три уровня полного среднего образования: начальное образование (1-4 классы), базовое среднее образование (5-9 классы); профильное среднее образование (10-12 классы).
Правда, 12-летнее обучение уже пытались ввести на Украине в 2002 году и отменили в 2010-м из-за негативного отношения украинцев (79%) к этой идее. А по результатам опроса фонда «Демократические инициативы» летом 2015-го, 70% родителей и 68% педагогов высказались против 12-летней системы образования в школах. Вряд ли за два года цифры сильно изменились.
Однако если парламентарии примут закон об образовании до конца этой сессии, уже с 1 сентября 2018 года первоклассники будут учиться 12 лет.
Интеграция: много знать вредно
Несмотря на то, что добавится лишний год, нагрузку на школьников в Минобразования хотят снизить за счёт сокращения предметов, которые сегодня считаются обязательными. Сейчас в старшей школе таких предметов 22, в будущем их будет всего 9.
Например, химию, физику, биологию, астрономию, экологию и географию хотят объединить в дисциплину «Человек и природа» с общим объёмом преподавания три часа (?!) в неделю. Кроме того, предлагается объединить алгебру и геометрию в один предмет – «Математика». А изучение зарубежной, украинской литературы и украинского языка – в «Словесность».
Министр образования Лилия Гриневич разъясняет, что по такой схеме давно учатся дети в ведущих школах мира.
Однако в Национальной академии наук (НАНУ) резко раскритиковали идею Минобразования: «Такая реформа приведёт к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, уменьшению потребности в учителях по данным предметам, а в дальнейшем – к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать усиление упадка отечественной науки и системы высшего образования».
Школы и учителей сократят
Создание «опорных школ» на периферии будет производиться за счет ликвидации расположенных рядом школьных учреждений. Именно массовая ликвидация сельских школ является главной целью реформаторов образования, перед которыми поставлена задача хотя бы частично сбросить с плеч государства обеспечение образовательной сферы. Согласно планам министерства финансов, на Украине закроют более 400 школ. На самом деле эта цифра может оказаться в разы большей.
Получение хорошего образования останется доступным только жителям больших населённых пунктов; в течение одного-двух поколений это закрепит жесточайшее социальное расслоение всего населения Украины.
Кроме того, закрытие «убыточных» школ грозит увольнением 100 тысяч учителей и вымиранием небольших посёлков, в которых не останется школ.
По опыту стран третьего мира известно, что падение уровня образования ведёт к росту преступности, и нашпигованная оружием Украина исключением не станет.
Все эти катастрофические последствия, заложенные только в одном из параграфов «образовательной реформы», являются прямым результатом диктата Международного валютного фонда (МВФ).
Как тут не вспомнить, что в мае 2013 года депутат-оппозиционер Лилия Гриневич горячо протестовала против намерений закрыть всего лишь одну школу в маленьком селе Запорожской области. «Дети должны быть по меньшей мере обеспечены начальной школой и дошкольным учебным заведением в селе. Они могут в любом количестве (даже если это три ребёнка) учиться в маленькой школе... Такие учреждения, которые являются центрами социальной инфраструктуры в селе, нельзя закрывать, сколько бы они ни стоили», – говорила Гриневич не так давно. Теперь она говорит прямо противоположное: маленькие школы нужно закрыть.
Тотальная украинизация
Следующей важной инновацией станет тотальная украинизация школ. В доработанном проекте предполагается, что языки национальных меньшинств, в том числе русский язык, дети будут изучать только в младших и средних классах. Уроков на родном для нацменьшинств языке будет не более двух в день – остальные на украинском. В старших классах их не будет вовсе. Кроме того, позволяется заменять родной язык одним из «языков Европейского союза».
В вузах язык нацменьшинств будет использоваться в качестве дополнительного предмета только там, где он нужен для работы. Всё остальное преподавание будет вестись на украинском языке.
Означает ли это, что на Украине будут ликвидированы все школы с обучением на языках нацменьшинств, включая русский, либо это касается только уничтожения иных языков в украиноязычных школах, – пока непонятно. Текст законопроекта ко второму чтению обещают опубликовать только 11 июля. Но, судя по заявлениям Гриневич, речь может идти и о самом жёстком, первом варианте.
«Я считаю, что это не совсем правильный шаг, так как школы для нацменьшинств у нас были еще с советских времён, и их количество до сих пор практически не меняется, ведь в них есть потребность. У нас большие проблемы с преподаванием украинского языка — только в Закарпатье 36% учеников в прошлом году не смогли сдать украинский и поступить в вузы. Но проблема не только в венграх, словаках или русских. В тех селах, где большинство жителей из нацменьшинств, вообще не используют украинский язык ни в быту, ни в учебе», – говорит заместитель директора департамента образования Закарпатской ОГА Атилла Штерр в комментарии изданию «Вести».
О деньгах
Зарплата учителя составит минимум четыре прожиточных минимума (4500 гривен, или чуть более $170). Но чтобы поднять зарплату учителям, сначала сократят количество школ и, соответственно, учителей. Только после этого у руководства этих школ появится больше денег (в проекте) и директора самостоятельно смогут устанавливать надбавки и премии учителям – новый закон об образовании это позволит. Через 3 года работы учитель получит надбавку к зарплате 10%, через 10 лет – 20%, через 20 – 30%.
Директора школ будут работать по две каденции (по 6 лет) в одной школе. Ожидается, что такая ротация обеспечит приток молодых и прогрессивных кадров.
На образование хотят выделять 7% ВВП. Образовательная реформа обойдется Украине в $3 млрд., сказал премьер-министр Владимир Гройсман 6 июля в Лондоне в ходе конференции по вопросам реформ на Украине.
«Новый закон об образовании, то есть новая система образования, нашей стране будет стоить $3 млрд. И тут возникает вопрос, сможем ли мы это сделать исходя из того, что имеем экономические проблемы сегодня, которые накопились за десятилетия, или нет? Очевидно, что сейчас это нам не по карману. Это значит, что эта реформа будет во времени пролонгирована», – отметил он.
Так что принятие нового закона об образовании на Украине до сих пор под большим вопросом. Во всяком случае, накануне нового учебного года. Впрочем, школьная реформа на Украине и без принятия закона уже идёт полным ходом – в качестве зловещего эксперимента над детьми и их родителями. Принцип: учиться дольше – знать меньше.
Соб. корр. ФСК