В конце 2024 года Евросоюз и Швейцария завершили диалог об основах сотрудничества на новых для швейцарцев принципах. Благодаря ему между сторонами будет подписано новое историческое соглашение. Ранее в рамках т. н. билатерального / двустороннего формата регулировались конкретные отраслевые (секторальные) вопросы между Швейцарией и ЕС, а вот документа общего характера, который увенчал бы здание почти 140 секторальных швейцарско-европейских соглашений, подписано не было. Теперь же он должен появиться, однако при этом третий пакет двусторонних соглашений ведет к порабощению Берна, который фактически капитулирует перед диктатом Брюсселя, за коим маячат НАТО и Вашингтон.
Европейский союз и Швейцарская Конфедерация завершили переговоры по существу будущих взаимоотношений после 197 (!) раундов консультаций. Федеральный совет (кабинет министров) Швейцарии объявил, что «все ранее определенные цели были достигнуты во всех соответствующих областях». В свою очередь председательница Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила 20 декабря на совместной пресс-конференции с президентом Швейцарской Конфедерации Виолой Амхерд следующее:
«Мы живем в эпоху быстрых перемен, глобальный баланс сил постоянно меняется. Ветра конкуренции становятся все более холодными… Швейцария и ЕС будут иметь неограниченный доступ к внутреннему рынку друг друга, обеспечивая при этом одинаково высокие стандарты качества, что создаст для предпринимателей и потребителей безопасные (рамочные условия). В определенной степени мы создаем новую мощную державу, способную конкурировать с ведущими экономиками мира».
Общий итоговый документ под названием «Соглашение по стабилизации билатерального формата кооперации с ЕС» (Abkommen zur Stabilisierung des bilateralen Wegs) будет иметь формат Указа федерального правительства (Bundesbeschluss). Сторонами будут подписаны ещё три секторальных (билатеральных) соглашения, которые должны быть представлены в формате отдельных Указов федерального правительства: о взаимном доступе на рынок электроэнергии, о здравоохранении и об обеспечении безопасности продуктов питания.
По словам властей Швейцарии, все институциональные вопросы будут напрямую интегрированы в соответствующие отдельные уже ранее подписанные соглашения, а новые нормы, регулирующие бюджетные субсидии, будут применяться только к трём конкретным областям: к сфере воздушного транспорта, наземного транспорта и электроэнергии.
При этом за право присутствовать на общеевропейском рынке Швейцарии придется заплатить, и очень изрядно. В рамках переходного этапа, то есть в период с 2025 по 2029 год, Швейцария будет выплачивать в европейский «Фонд сплочения» ежегодный взнос в размере 130 млн франков. В период с 2030 по 2036 год эта сумма возрастет до 350 млн франков в год.
Вопрос – действительно ли Швейцария – «это просто маленькое нейтральное государство», возникающий все чаще уже, по меньшей мере полвека, сегодня, похоже, обретает новое звучание. Во всяком случае, сама альпийская конфедерация в продолжение давнего национального самосознания после 1945 года до недавнего времени рассматривала себя именно так. Обосновывалось это тем, что благодаря воле к сопротивлению и умной политике «маленькой нейтральной страны» ее удалось не втянуть во Вторую мировую войну.
Однако с 1970-х годов это самовосприятие становится предметом все более ожесточенных споров как внутри, так и вовне конфедерации. Аргумент, что Швейцария прежде всего была «жертвой событий в мировой политике», всё чаще наталкивается на контраргумент, что эта мнимая «жертва» помогала реальным преступникам в очень важных, прежде всего экономических, областях.
В центре внимания оказываются и сделки с награбленным золотом, проблема неработающих банковских счетов и похищенных культурных ценностей, а также расследование таинственного исчезновения имущества жертв преследований и истреблений. В этой ситуации в конце 1996 года власти Швейцарии были даже вынуждены учредить т. н. Независимую комиссию экспертов, состоящую из международных экспертов.
Проблема постановки Швейцарии под контроль Глобального Запада не исчерпывается одним лишь «идеологическим» предлогом сотрудничества ее властей с нацистами. Слишком уж жирный и заманчивый куш представляет эта страна и ее банковские закрома. Поэтому неудивительно, что к осени этого года – после краха Credit Suisse – положение Швейцарии как ведущего места сосредоточения богатства оказалось под угрозой и в сугубо экономическом смысле.
Как следует из специального отчёта по этой теме компании Deloitte, несмотря на то что Швейцария остается ведущим местом для управления богатством в мире с более чем $2,2 трлн под управлением, приток средств в страну в последние годы сократился, и эти тенденции резко контрастируют с некоторыми конкурирующими центрами, включая США и Гонконг.
Синхронно с финансово-экономическими проблемами Швейцария уже сталкивается с открытым давлением и в военно-политической сфере. Оно выражается, помимо прочего, в том, что министерству обороны страны уже настоятельно «рекомендуют» отказаться от нейтралитета, который сохраняется с 1515 года. В конце лета этого года в стране был опубликован доклад Экспертной рабочей группы по вопросам безопасности Швейцарии, работавшей над ним с июля 2023 года по заказу военного ведомства конфедерации.
Доклад готовили дипломаты, высокопоставленные военнослужащие и чиновники, включая Вольфганга Ишингера, который многие годы возглавлял международную Мюнхенскую конференцию по безопасности. Соответствующие рекомендации должны лечь в основу стратегии безопасности Швейцарии на 2025 год. Авторы доклада призывают швейцарское правительство пересмотреть концепцию нейтралитета в сторону углубления и активизации военного сотрудничества с НАТО и ЕС из-за «резкого ухудшения обстановки в Европе».
Фактически Швейцарии предлагается пересмотр более чем полутысячелетнего нейтралитета под предлогом происходящего на Украине и «увеличения угроз для Европы со стороны России». «После нападения России на Украину нейтралитет вновь стал предметом политических дебатов как внутри страны, так и за рубежом. Давление на Швейцарию с целью прояснить свою позицию растёт», – цитирует соответствующий тезис документа издание Politico.
Пытаясь обосновать «необходимость» хотя бы частичного отказа от многовековой последовательной политики нейтралитета, которая действует с 1515 года, авторы доклада настоятельно советуют властям Швейцарии снять запрет на реэкспорт оружия. На данный момент Берн запрещает продажу вооружения странам, находящимся в состоянии войны. Согласно докладу, экспорт оружия в минувшем году из Швейцарии сократился на 27% и составил менее 746 млн евро. Одна из причин сокращения — отказ поставлять другим странам оружие для Украины, в состав которого могут входить швейцарские компоненты.
В связи с этим члены Экспертной рабочей группы также навязчиво советуют «укрепить» швейцарскую военную промышленность за счет «активизации офсетной политики и получения доступа к программам вооружений ЕС и НАТО». Ими приветствуется и возможность активизации диалога «нейтрального» Берна с другими западными столицами в плане борьбы с киберпреступностью и шпионажем.
Примечательно, что одновременно с появлением в медиа сообщений об этом докладе. Швейцария озвучила желание присоединиться к военным проектам Европейского союза. Информация о том, что Швейцария просит присоединиться к проекту ЕС "Военная мобильность", направленному на облегчение передвижения войск и военной техники по территории Европы, была опубликована 31 августа в виде специального заявления на сайте Федерального совета Швейцарской Конфедерации.
На фоне всех этих попыток Глобального Запада загнать кнутом русофобии Швейцарию в свой хомут последнее слово остается за жителями конфедерации, которые обычно выражают свою волю через референдумы. Проведенные в их преддверии социологические исследования показывают: швейцарцы хоть и выступают за диалог с ЕС, но настроены к последнему весьма критически.
Об этом свидетельствует и опрос общественного мнения, проведенный осенью этого года по заказу швейцарского национального медиахолдинга SRG. Его целью было выяснение отношения избирателей к ЕС накануне окончания переговоров между Берном и Брюсселем о заключении базового соглашения, определяющего общие договорно-правовые основания двухстороннего сотрудничества, включающего тот самый третий пакет соглашений, который, как уже было сказано, ведет к фактическому порабощению и капитуляции Берна перед диктатом Брюсселя и Глобального Запада.
В опросе приняли участие почти 20.000 человек, и их ответы свидетельствуют, что население Швейцарии хоть и считает двусторонний формат кооперации Берна с Брюсселем важным фактором внешней политики, но не испытывает особого энтузиазма по отношению к ЕС. Т. е., по сути, по отношению к Евросоюзу страна остается глубоко расколотой.