Евросоюз: исторические противоречия и социально-экономические кризисы

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Получившая в руководстве Европейского союза популярность идея преобразования организации в «Европу двух скоростей», похоже, начинает приобретать реальные очертания. Однако не в виде конкретных проектов реформ, а в форме углубляющихся социально-экономических противоречий между различными европейскими регионами. Главными проигравшими от этих процессов выступают государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а опосредованно – балканские страны, стремящиеся интегрироваться в пока ещё формально единую Европу.

«Развивающимся странам Европы» (именно так в документах ЕС и других международных организаций с недавних пор принято именовать восточноевропейские государства) грозят «серьёзные экономические потрясения». Такой вывод содержится в документах Международного валютного фонда, подготовленных к региональной конференции в хорватском Дубровнике.

По свидетельству директора европейского департамента МВФ Пола Томсена, за последние 10 лет потенциал экономического роста в странах ЦВЕ снизился в два раза. И данная тенденция приобретает всё более явные политические последствия, содействуя росту нестабильности в государствах Юго-Восточной Европы и грозя отбросить ситуацию к периоду конца 1990-х годов.

Как утверждает Пол Томсен, власти некоторых стран региона сомневаются в преимуществах европейской интеграции, поскольку из-за кризиса и экономических трудностей сближение между Западом и Востоком Европы замедлилось, а в некоторых случаях и вовсе остановилось. В результате, согласно оценкам МВФ, в странах Восточной Европы «начали возникать вопросы» по поводу целесообразности проведения довольно болезненных реформ в экономической и политической сферах.

Обострились и противоречия с Германией – страной, которая получает максимальные дивиденды от кризисных явлений в ЕС в целом и в еврозоне в частности. «Ни один искренний наблюдатель не сможет отрицать, что экономические структуры в Европе перекошены; особенно это касается Германии, чего Берлин, кажется, не замечает», – пишет американское издание The National Interest.

Не менее серьёзной проблемой для Восточной Европы является продолжающаяся «утечка мозгов» в западном направлении. Согласно данным МВФ, за последние годы в страны Западной Европы из её центральных и восточных областей перебрались около 20 млн человек.

Углубление социально-экономических и политических противоречий между западным и восточным флангами Евросоюза накладывается на обострение межгосударственных отношений в той части ЕС, которую принято считать «ядром» евроинтеграции. В последние дни разразился нешуточный дипломатический скандал между Австрией и Италией. Поводом послужило заявление австрийского правительства о намерении ужесточить пограничный контроль на границе со своей южной соседкой и даже выдвинуть в эти районы бронетехнику. Министр обороны Австрии Ханс Петер Доскозил заявил о готовности направить войсковые подразделения на пограничный перевал Бреннер (один из главных горных перевалов в Восточных Альпах.) и разместить четыре бронетранспортёра Pandur в Тирольской области для усиления позиций, уже занятых армейскими подразделениями в составе 800 военнослужащих.

Официальная причина подобных мер – стремление Вены противодействовать притоку нелегальных иммигрантов, проникающих в Италию из Северной Африки и через балканский маршрут из Турции. «Нам нужно подготовиться к развитию миграции в Италии, и я ожидаю, что пограничный контроль нужно будет активировать в скором времени, – подчеркнул австрийский министр обороны. – Мы видим, как ситуация в Италии становится всё более острой, и мы должны быть готовы избежать положения, сравнимого с летом 2015 года». Министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц также подтвердил, что его страна готова «при необходимости защитить» границу с Италией вооружённым путём.

В Риме забили тревогу. Посол Австрии был срочно вызван в Министерство иностранных дел Италии для объяснений. Особое негодование в политических кругах Италии вызвали три обстоятельства.

Во-первых, силовые действия Австрии последовали спустя несколько дней после того, как итальянский министр внутренних дел потребовал, чтобы другие страны-члены ЕС подключились к проблеме и помогли его стране справиться с внезапно усилившимся потоком прибывающих мигрантов. Понятно, что перекрытие войсками и бронетехникой австро-итальянской границы – совсем не тот ответ, на который рассчитывали в Риме, уповая на евросолидарность.

В-вторых, закрытие границы с Австрией означает, что на территории Италии могут «осесть» десятки и сотни тысяч беженцев, что неизбежно грозит имиджевыми и электоральными потерями действующим властям. По данным профильных служб ООН, в первой половине текущего года в Италию прибыли примерно 85 тысяч беженцев и мигрантов, что на 20% превышает соответствующий показатель за 2016 год. Всего же в 2017 году (январь – июнь) через Средиземное море в Европу уже переправились свыше 100 тысяч беженцев.

Что ещё более характерно, согласно социологическим оценкам, лишь треть прибывших бегут от военных конфликтов или спасаются от политических преследований у себя на родине. Остальные две трети – это «экономические мигранты», в основном молодые одинокие мужчины с минимальным образованием, которые способны поставить под угрозу как рынок труда, так и систему социального обеспечения Италии и других стран, куда они прибывают.

В-третьих, у итальянского кризиса есть историко-государственный аспект. Южный Тироль (Зюдтироль/Альто-Адидже) и прилегающие к нему тирольские области представляют собой предмет давних территориальных споров между Австрией и Италией. И в Вене, и Риме болезненно относятся к любым односторонним шагам в этих районах. Неудивительно, что нынешние манёвры австрийской армии с участием бронетехники вызвали в Италии состояние, близкое к шоку.

Однако и Австрию нельзя упрекнуть в непоследовательности. С середины 2015 года Вена чётко придерживается курса на максимальное «выдавливание» беженцев и мигрантов с собственной территории и недопущение прибытия новых их партий. Это уже вызывало трения Австрии с Венгрией, Словакией, Чехией и другими странами. Не приходится сомневаться, что наблюдаемый в настоящее время новый рост притока «гостей» из Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока снова станет предметом жарких дискуссий в региональных столицах и на уровне руководства ЕС.

Таким образом, на карте Евросоюза – даже если вынести за скобки Brexit, «фактор Трампа» и взаимоотношения между Парижем и Берлином – всё более чётко вырисовываются два опасных для единства ЕС конфликта: социально-экономический кризис, сопровождающийся ростом политической нестабильности в Юго-Восточной Европе, и «миграционный коллапс», угрожающий Италии и Центральной Европе. Оба конфликта возникли не сегодня, но в условиях геополитической нестабильности в Европе и по её периметру сейчас они приобретают особую остроту.