Научившийся пользоваться инвестиционной удавкой китайский дракон легко превратился в «финансовую анаконду», поглощающую одну за другой компании в Европе и США. Однако вторжение в китайское подбрюшье – Юго-Восточную Азию – американской компании Amazon требует от Пекина сосредоточенности и новых усилий.
Крупнейшая в мире интернет-торговка Amazon.com.Inc. на минувшей неделе «высадилась» в Сингапуре, «запустив палец в небольшой, но плотный рынок города, открыв там сервис Prime Now, специально разработанный для городских жителей», пишет экономическое обозрение Asia.Nikkei. Это значит, что теперь сингапурцы могут за пару часов получить с доставкой на дом десятки тысяч товаров ежедневного спроса, продуктов и электроники. Правда, пользоваться этой услугой можно только с помощью довольно сложного приложения, поскольку компания закрыла свой обычный торговый сайт в Сингапуре.
Чтобы зарабатывать на торговле по всему миру, Amazon держит 180 тысяч сотрудников. Кроме США, у неё есть филиалы в Бразилии, Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии, Испании, Индии и Китае. За десять лет существования акции компании поднялись с 18 долларов до 1000 (на 30 мая 2017 года), а торговый оборот прошлого года достиг 150 миллиардов долларов.
Главный противник американской Amazon в этом районе мира хорошо известен. «Алибабе» еще нет и восемнадцати лет, но в сфере интернет-коммерции Alibaba Group уже нет равных. Компания действует, прежде всего, в Китайской Народной Республике, обладает собственной электронной платёжной системой Alipay, пользуется единым для всех её многочисленных структур программным обеспечением и базами данных товаров и предприятий, созданных для каждого региона. Три года назад первичное публичное предложение ее акций на Нью-Йоркской фондовой бирже привлекло почти 22 миллиарда долларов, что стало самым крупным IPO в истории. И чтобы было с чем сравнивать, объём продаж «Алибабы» уже вплотную приблизился к 200 миллиардам, компания предлагает сотни миллионов товаров покупателям более чем в 190 странах и регионах. Так что схватка американской и китайской «анаконд» обещает быть зрелищной.
Не берусь предсказывать её финал, но разница в методе достижения цели у обоих гигантов очевидна. Если «амазонка» отвоевывает себе место под солнцем на чужой территории с чистого листа, то «Алибаба» на корню скупает там местные стартапы. Как уже сообщала Asia.Nikkei, китайские компании высоких технологий «разглядели в Юго-Восточной Азии прекрасное гнездышко для первых зарубежных укреплений. Китайские высокотехнологические компании все более активно ухаживают за стартапами, инвестировав в это за год 3,27 миллиарда долларов».
За месяц до проникновения Amazon в Сингапур Alibaba выкупила 83 процента акций у крупнейшего местного интернет-ритейлера Lazada Group, прибрала к рукам местных коллег по финансовым технологиям таиландскую Ascend Money, филиппинскую Mynt и сингапурскую M-Daq.
Китайская Tencent Holdings, оперирующая услугами мессенджера WeChat на портале QQ.com, вложила 100 миллионов долларов в индонезийский транспортный стартап Go-Jek. Более того, китайцы сразу же влезают в инфраструктуры, инициирующие стартапы, намереваясь расширить географию проникновения за счёт Джакарты, Бангкока, Куала-Лумпура, Манилы, Ханоя… А в наступившем августе инвестиционный банк «Китайский Ренессанс» вольёт 200 миллионов долларов в местные средства массовой информации. «Юго-Восточная Азия, - пишет Asia.Nikkei, - таким образом, представляет рынок, который китайский интернет-гигант видит привлекательным по причине роста мобильной связи, большой популяции молодежи и состоятельного общества, которое может позволить себе оплату мобильника».
Кроме того, сайт Tmall, принадлежащий Alibaba, подготовил региону новинку – «автомобильный торговый автомат». Покупатель с его помощью сможет, оплатив только 10 процентов стоимости автомобиля, через два часа уже сесть за руль, сообщает сайт Аlizila. И затем помесячно оплатить через Alipay остаток. Alibaba уже опробовала в марте этот способ торговли на самых дорогих машинах и произвёла фурор: предложенные Tmall 100 штук Maserati были проданы за… 18 секунд. А 350 итальянских Giulia Milano – за 33 секунды.
Однако не надо думать, что победа китайской «анаконды» ей уже обеспечена. В этом очень небедном регионе мира главным противником Alibaba будет не американская Amazon, а недоверие покупателей к качеству китайских товаров. В том же Гонконге, например, общее мнение покупателей таково: рынок забит поддельным и гадким товаром. Американская исследовательская компания The Pew Research Center провела в 38 странах мира любопытное исследование, итоги которого показывают, что в США, к примеру, 42 процента населения уверены в том, что их страна – мировой лидер в экономике, а 32 процента считают таким лидером Китай. В Европе из 10 стран 7 отдали предпочтение Поднебесной. Но тенденция такова, что с восстановлением экономики в США туда же уходят и предпочтения. Это особенно заметно в Канаде, Бразилии, Мексике и… на Филиппинах.
Открывая дорогу Amazon в Сингапуре, министр торговли и промышленности этого города-государства С. Исваран сказал, что «технологии Амазон внесут огромный вклад в рост производства и улучшение инфраструктуры и также в доставку товаров в городе почти в режиме реального времени». Amazon, считает министр, будет осваивать высокоразвитые экономики региона одну за другой, вытесняя уже существующих соперников. И учитывая, что против Alibaba работает такой противник, как подозрительность покупателя, глядящего с недоверием на товар, произведенный в Китае, схватка двух гигантов обещает быть напряжённой. Лёгких побед не будет.