Россия и Иран – соседи. Однако товарооборот между странами невелик. Отчасти это объясняется похожестью экономик: Россия и Иран являются странами с ярко выраженной нефтяной ориентацией экспорта. В Иране экспорт нефти даёт 80% от общего объёма экспортных поступлений и 50-60% государственных доходов. В России соответствующие показатели не намного меньше. Это, конечно, снижает возможности развития торгового оборота между двумя странами. Взаимная торговля в отдельные годы едва поднималась выше планки в 1 млрд. долл.
Таблица 1.
Торговля России с Ираном (млрд долл. США)
| 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Экспорт | 3,36 | 3,28 | 1,90 | 1,17 | 1,33 | 1,00 | 1,88 |
Импорт | 0,27 | 0,35 | 0, 43 | 0,43 | 0,36 | 0,24 | 0,30 |
Оборот | 3,60 | 3,63 | 2,33 | 1,60 | 1,69 | 1,24 | 2,18 |
Источник: ITC Trade Map.
И это притом, что численность населения в России превышает 140 млн. человек, а в Иране – около 80 млн.
Экономические отношения несколько оживились, когда началось снятие экономических санкций в отношении Ирана после достижения в 2015 году договорённостей по иранской ядерной программе. В 2016 году объём российско-иранского товарооборота увеличился по сравнению с предыдущим годом на 70,1% и составил 2,18 млрд. долл. И тем не менее по итогам прошлого года доля Ирана во внешнеторговом обороте России составила лишь 0,4%, доля России во внешнеторговом обороте Ирана – 4,2%. Надо сказать, что статистика взаимной торговли обеих стран существенно занижает реальные объемы экспорта и импорта. Для снижения рисков санкционного характера значительная часть двухсторонней торговли осуществляется через третьи страны. Сделки оформляются на Кипре, в Швейцарии, Объединённых Арабских Эмиратах, Сингапуре, Гонконге. Реальный товарооборот российско-иранской торговли экспертами оценивается в 4-5 млрд. долл.
Санкции – импульс развития российско-иранских отношений
Подписание 2 августа президентом США закона об экономических санкциях должно стать новым дополнительным импульсом для развития торгово-экономических отношений наших стран. Примечательно, что указанный закон определяет вопросы экономических санкций сразу против трёх государств – Российской Федерации, Ирана и КНДР. Не знаю, насколько Россия готова сближаться с КНДР, но для сближения с Ираном есть все предпосылки. Определённая подготовительная работа проведена. Эксперты утверждают, что в короткие сроки торговлю между нашими странами можно довести до уровня 10 млрд. долл. в год.
На чём может строиться развитие российско-иранских торгово-экономических отношений? Торговля между Россией и Ираном была и остаётся несбалансированной: российский экспорт в Иран в несколько раз превышает импорт России из этой страны. В то же время у России есть некоторые товары, представляющие интерес для Ирана. Это оборудование для атомных электростанций, иное энергетическое оборудование, железнодорожный подвижной состав, суда, автомобили, чёрные металлы, древесина и изделия из неё и т. д. Очень заинтересован Иран в закупках российских самолётов, оружия и военной техники.
За счёт чего Иран может оплачивать покупку больших партий российских товаров, если торговля остаётся несбалансированной? Нефть и нефтепродукты Ирана России не нужны, а со свободно конвертируемыми валютами у Ирана сегодня большие трудности. Особенно учитывая, что Запад после недолгого размораживания экономических отношений с Ираном опять стал восстанавливать санкции. В частности, был приостановлен процесс разморозки иранских валютных резервов, на что рассчитывал Тегеран, начав в 2015-2016 гг. переговоры с Россией о масштабной программе сотрудничества.
Согласно последним данным Международного валютного фонда (на май 2017 года), международные резервы Ирана составили 115 млрд. долл. Вашингтон в течение буквально нескольких месяцев проводил «дозированную разморозку» (были разблокированы резервы в объёме нескольких миллиардов долларов), но сегодня «холодильник» санкций опять включён на полную мощность. Кстати, печальный опыт Ирана, утратившего контроль над международными резервами, – серьезное предупреждение российским денежным властям, которые по крайней мере 2/3 международных резервов России размещают в тех странах и в тех финансовых инструментах, которые прямо или опосредованно контролируются Вашингтоном.
Торгово-экономические отношения Москвы и Тегерана надо развивать, имея в виду, что у Ирана имеется активное сальдо в торговле на национальные валюты с рядом стран, куда он поставлял и продолжает поставлять свою нефть. Это Китай, Индия, Южная Корея, Япония, Турция. Продажа чёрного золота в эти страны осуществляется за юани, рупии, доны, иены, лиры. Покупка в долларах США и евро исключается, так как сделки в таких валютах сразу же попадают в поле зрения тех организаций, которые обязаны контролировать исполнение экономических санкций.
Судя по некоторым оценкам, особенно большое количество национальной валюты накоплено на счетах иранских экспортеров чёрного золота в китайских банках. Часть из них используется Ираном для закупок китайских товаров, но остаются значительные свободные суммы в юанях, которые не могут быть конвертированы в доллары или евро. Такие денежные остатки могли бы быть использованы для закупок Ираном российских товаров. Однако для этого нужны соответствующие договорённости между Россией, Ираном и Китаем (или иной третьей страной, у которой имеются счета иранских экспортёров в местной валюте).
О проекте совместного российско-иранского банка
Начиная с 2014 года Россия и Иран ведут переговоры о создании совместного банка, который мог бы обслуживать взаимные торгово-экономические связи в национальных валютах – российских рублях и иранских риалах. У Ирана в этой области имеется опыт: Тегераном были созданы совместные банки с Венесуэлой и Египтом. Судя по той информации, которая попадает в СМИ, можно предположить, что сторонами обсуждается концепция банка как клирингового центра, в котором бы участвовали не только Россия и Иран, но также страны, с которыми Иран имеет активное сальдо торговли. Прежде всего, это Китай, Индия, Турция. Официальная позиция Китая и других заинтересованных третьих стран по поводу подобного клирингового банка пока не известна. Обычно Пекин в подобных ситуациях проявляет повышенную осторожность. Впрочем, если Трамп реализует свои неоднократно делавшиеся заявления о введении санкций против Пекина, тогда вопрос о создании многостороннего клирингового банка будет решён положительно почти автоматически. Недавно Трамп заявил, что может ввести санкции против Пекина за то, что тот продолжает торговать с КНДР.
«Экономика сопротивления» Ирана
Думаю, что даже если к проекту совместного банка не присоединятся Китай или иные ведущие партнеры Ирана, он всё-таки будет создан как двухсторонний клиринговый центр, который будет работать с рублями и риалами.
Эксперты, следящие за экономикой Ирана, знают, что, несмотря на непрерывные (начиная с 1979 года) санкции, эта страна продолжает развиваться. Резкое ужесточение санкций в 2012 году (прежде всего, запрет на поставку нефти в Европу) подтолкнуло Иран к радикальным реформам, направленным на диверсификацию экономики, отход от ориентации на экспорт нефти и нефтепродуктов. Вскоре после этого в стране был принят план под названием «Экономика сопротивления», который, по сути, представляет собой план мобилизационной экономики. Сам термин появился еще в 2007 году как альтернатива действовавшей модели под названием «Экономика воздержания».
Новую модель всячески поддерживает верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Модель предусматривает проведение импортозамещения, индустриализации, повышение в экспорте готовых изделий. Имеются и позитивные изменения в структуре иранской экономики. Динамично растёт чёрная металлургия, глубокая переработка углеводородного сырья (химия), машиностроение. В машиностроении особенно выделяется автомобильная промышленность. В стране работают автомобильные предприятия, включая Iran Khodro Industrial (IKCO), Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro. Пока их нельзя ещё назвать чисто национальными заводами – в их капитале участвуют европейские (преимущественно французские) автогиганты; к тому же достаточно велика доля импортных комплектующих в производстве автомобилей. Однако правительство ставит задачу повышения локализации иранского автопрома (переход на комплектующие местного производства).
Эксперты обращают внимание на то, что модель «Экономика сопротивления» имеет много схожего с моделью, формировавшейся в СССР в 1930-е годы в ходе социалистической индустриализации. Многие государственные и общественные деятели проявляют большой интерес к экономической истории СССР и его опыту сосуществования с Западом во время торговой и кредитной блокады, холодной войны.
В последние несколько лет в Иране наметился процесс увеличения удельного веса несырьевых товаров в экспорте Ирана. Примечательно, что наряду с термином «Экономика сопротивления» популярным в Иране стал лозунг «Сделано в Иране». Если в России будет провозглашён лозунг «Сделано в России» и начнётся его практическая реализация, торговые обороты между нашими странами смогут вырасти как минимум на порядок, снизив уязвимость обеих стран перед западными санкциями.
Россия как торговый партнёр и торговый посредник Ирана
Есть ещё один достаточно хорошо проработанный проект взаимного сотрудничества, который следует запустить в кратчайшие сроки. Речь идёт о достигнутой в начале 2014 г. между Тегераном и Москвой договорённости о том, что Россия готова выступать в роли торгового посредника для продажи иранской нефти объёмом около 500 млн. баррелей в сутки. Предусматривался её реэкспорт и закупка на полученную валюту необходимых Тегерану товаров, в первую очередь зерна, некоторых видов техники и стройматериалов. Соглашение не было подписано, поскольку у Тегерана в 2015 году возникла надежда, что эмбарго на экспорт чёрного золота будет с Ирана снято. Однако, судя по всему, оно, наоборот, будет восстановлено в полном объёме.
Нынешние санкции Вашингтона пока не предусматривают жёсткой блокировки экспорта нефти Россией, поэтому следует довести подготовленное соглашение до подписания и начать его практическую реализацию. Нельзя, впрочем, исключать, что Вашингтон со временем попытается заблокировать и российский экспорт нефти; тогда придётся искать другие обходные пути. Обе страны имеют богатый опыт жизни в условиях санкций, и этот опыт приобретает сейчас особую ценность. О вековом опыте жизни России в условиях экономических санкций я уже писал. Об иранском опыте преодоления санкционного давления – в следующей статье.
(Окончание следует)