«Никогда еще конец НАФТА не казался столько близким», – утверждает Гари Клайд Хофбауэр, один из самых авторитетных экспертов в области мировой торговле Вашингтонского института мировой экономики. В договоре о создании НАФТА (Соглашение о Североамериканской свободной торговле) статья 2205 предусматривает возможность выхода любой из стран-участниц в одностороннем порядке в течение полугода. По мнению Хофбауэра, это реально сделать и в обход Конгресса США.
Накануне премьер-министр Канады Дж. Трюдо провёл в Белом доме переговоры с его хозяином, обсуждая будущее НАФТА. Итог переговоров изложен двусмысленно: быть может, Канада готова пойти на замену многостороннего соглашения двусторонним – с Соединёнными Штатами, а может быть, и нет. На пресс-конференции американский президент сказал буквально следующее: «Посмотрим, как получится. Может быть, мы не сможем заключить соглашения, а может быть, сможем».
По словам Трюдо, «… переговоры трудные, они будут трудными и порой даже непредсказуемыми». Во время предвыборной кампании Дональд Трамп критиковал соглашение по НАФТА, достигнутое ещё во времена президента Билла Клинтона, как худшую торговую сделку, когда-либо заключённую США, в первую очередь из-за отрицательного баланса в торговле с Мексикой.
Источник: welt.de
Не всё гладко и в отношениях США с Канадой. Последний торговый спор касается авиастроения: американская корпорация Boeing обвиняет канадского конкурента Bombardier в получении субсидий от своего правительства, позволяющих продавать самолёты по демпинговым ценам. На этом основании американское правительство обложило производимые Bombardier самолеты CS100 и CS300 высокой ввозной пошлиной. Канадцы требуют отмены этой пошлины, угрожая в противном случае отказаться от закупки 18 беспилотников Super Hornet, заказанных у того же Boeing.
Трамп собирался вывести страну из всех соглашений о свободной торговле, но для «самого худшего» (НАФТА) он пошел на компромисс, предложив участникам соглашения начать переговоры по реформированию действующего соглашения. Цель переговоров объявлена открыто: получение Соединёнными Штатами «большей выгоды».
Переговоры затрагивают интересы не только стран-членов НАФТА, но и их внешних партнёров. В частности, с точки зрения немецких автопроизводителей, важно, какой процент комплектующих должен быть произведен на территории НАФТА, чтобы автомобили поступали на рынок США, Канады и Мексики как «свои»: по действующим правилам – 62,5%. Немецкие производители опасаются, что Трамп может потребовать поднять эту квоту до 80% и потребовать, чтобы не менее 50% производилось на территории США. Это невыгодно тем немецким компаниям, которые имеют заводы в Мексике: Audi, Volkswagen и BMW. Однако в США есть поддержка курсу президента: часть компаний поддерживает требования по увеличению доли США в производстве добавленной стоимости. Если США выйдут из НАФТА, торговое соглашение прекратит свое действие, но к двустороннему союзу США и Канады может присоединиться Великобритания – в случае, если её не устроят условия торговли с Евросоюзом после Брексита.
Соб. корр. ФСК