Сербам предложат свернуть торговлю с ЕАЭС и заплатить за газ для Украины

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

По данным независимых сербских источников, в ближайшее время Европейский союз предъявит Белграду новый пакет требований, от выполнения которых якобы будет зависеть одобрение заявки на вступление Сербии в ЕС. 

Помимо уже традиционного положения о нормализации отношений с Косово, в состав этих требований входят: однозначная поддержка единого таможенного тарифа с Евросоюзом; выход из Соглашения о свободной торговле с Россией, Белоруссией и Казахстаном; свёртывание торговых отношений с Индией и Китаем; закрытие Российско-сербского гуманитарного центра в Нише; аннулирование Сербией статуса наблюдателя при Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 

США и ЕС должны противостоять «растущему российско-китайскому влиянию в Сербии», заявил бывший американский посол Кэмерон Мантер. А по словам американского сенатора Рона Джонсона, дипломатический иммунитет сотрудников Российско-сербского гуманитарного центра «негативно» влияет на сербскую экономику и ограничивает поступление иностранных инвестиций.

Между тем сотрудничество с Россией и Китаем в политической и торгово-экономической сферах все последние годы было двумя опорами, которые позволяли внешней политике Сербии сохранять баланс, учитывая, что ещё двумя опорами для этой страны являются США и ЕС. 

В телефонном разговоре с президентом России Владимиром Путиным президент Сербии Александар Вучич обсудил, по его словам, «важные для отношений между Сербией и Россией темы», и собеседники договорились продолжить работу по расширению двустороннего сотрудничества «во всех областях». При этом ранее, в августе, Александар Вучич в интервью сербским СМИ жаловался, что западные «великие державы» оказывают давление на Сербию из-за её близких отношений с Россией.

Однако, похоже, Белграду всё-таки придется пересматривать конструкцию двойных внешнеполитических опор. Поэтому Белграду стоит проанализировать реальный вес и значимость поддержки, которую Сербия получает от России для обеспечения своих национально-государственных интересов.

Недавно такой анализ представили Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Минфин России и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если обобщить обнародованные ими данные, то место Сербии в структуре международной помощи, которая оказывается Россией, будет приоритетным. В 2001-2016 годах финансовая помощь Белграду по линии средств, выделяемых на данные нужды из российского федерального бюджета, составила 2,34% их общего объёма. По этому показателю Сербия занимает пятое место среди стран-реципиентов российской помощи после Киргизии, Кубы, КНДР и Никарагуа. 

Важным фактором является и устойчивый рост в последнее десятилетие расходов России на помощь зарубежным странам и международным организациям. Если в 2005 году они составляли 101,3 млн долларов, то в 2015 году – 1,16 млрд долларов. 

Тем не менее дальнейшее развитие российско-сербского сотрудничества находится под сильным влиянием политических рисков. И главным из них является стремление руководства Сербии выбрать приоритетным направлением ориентацию на Евросоюз со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для других внешнеполитических векторов. Это касается и энергетической сферы, в которой, казалось бы, тесная взаимосвязь Сербии и России не может быть подвергнута сомнению. Согласно данным из источников в Белграде и Афинах, между Сербией и Грецией сейчас ведутся негласные переговоры о подключении сербской стороны к проекту сооружения терминала по приёму сжиженного природного газа (СПГ) в порту Александруполис. По предварительным данным, Сербия может получить 20% акций будущего терминала – так же, как и энергетические компании Греции и Болгарии. Остальная доля достанется частным фирмам. В 17 километрах от Александруполиса Греция намерена соорудить завод по регазификации СПГ-газа, от которого пойдёт трубопровод для транспортировки обычного газа по маршруту Комотини – Стара Загора – Димитровград – Ниш.

Планы заинтересованной в этом проекте Европейской комиссии (ЕК) простираются ещё дальше – до Румынии, Венгрии и, наконец, Украины, куда, по мысли Брюсселя, и должен в конечном итоге попасть газ из Александруполиса.

Это последнее обстоятельство делает данный проект элементом антироссийских геополитических игр, в которые ЕС стремится втянуть Сербию и которые обернутся для её населения необходимостью оплатить отказ от налаженной схемы поставок газа из России. 

Действующий контракт на экспорт российского газа в Сербию был подписан в 2013 году и рассчитан на 10 лет. Поставки российского газа в Сербию растут. В 2016 году ПАО «Газпром» поставило в эту страну 1,75 млрд кубометров газа, что на 4,3% больше, чем в 2015 году. В 2015 году «Газпром» и компания Srbijagas подписали Меморандум о взаимопонимании для развития взаимодействия в области хранения газа, газомоторного топлива и малотоннажного СПГ. А в июне 2017 года стороны подписали Меморандум о взаимопонимании, который предусматривает подготовку технико- и финансово-экономического обоснования проекта расширения ПХГ «Банатский Двор». Как отмечалось на состоявшейся 3 октября в Москве рабочей встрече председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и министра горного дела и энергетики Сербии Александра Антича, по итогам девяти месяцев текущего года объём поставок российского газа в Сербию на 31,7% превзошёл соответствующий показатель января-сентября 2016 года. Стороны также обсудили перспективы реализации «дорожной карты», подписанной «Газпромом» и Министерством горного дела и энергетики Сербии в июне 2017 года и предусматривающей конкретные мероприятия по реализации плана развития газотранспортной системы Сербии.

Осуществление планов Евросоюза, предполагающих в том числе, что Сербия вложится своими финансами в проект, призванный обеспечивать газом Украину, способна подорвать российско-сербское энергетическое сотрудничество, не дав сербам равноценной замены. Это относится и к другим областям, в которых ЕС и США оказывают давление на Белград.