22 октября итальянские регионы Ломбардия и Венето провели консультивный референдум о возможности достижения значительной автономии от центрального правительства. Референдум проводился в соответствии с Конституцией Италии: в третьем пункте статьи 116 признается возможность доступа регионов с обычным статусом к дифференцированным условиям автономии.
По предварительным результатам, за автономию области Венето проголосовали более 98% её жителей, за расширение полномочий в соседней Ломбардии — более 95%.
Чем вызван референдум? В Ломбардии и Венето недовольны тем, что Рим забирает львиную долю налогов себе, отдавая развитым регионам Севера меньшую часть (20%). Это мнение разделяют не только политические элиты регионов, но и большинство (как показал референдум – подавляющее большинство) граждан. Иными словами, Ломбардия и Венето добиваются финансовой автономии, поскольку большая часть их налогов идет в другие регионы, которые являются гораздо менее продуктивными.
Несмотря на географическую и культурную близость, цели и формы проведения референдумов в двух соседних областях всё же несколько разнятся.
Референдум в Ломбардии ставил целью “требовать от государства присвоения дополнительных форм и специальных условий автономии, с соответствующими ресурсами, по смыслу и для целей, упомянутых в третьем пункте статьи 116.” Это значит вступить в переговоры с центральным правительством для того, чтобы получить управление как можно большим количеством объектов, в том числе деньгами, получаемыми в виде налогов.
Текст референдума в Венето более прост: "Хотите ли вы, чтобы регион Венето получил дополнительные формы и особые условия автономии?”
В результате референдума в одночасье ничего не изменится: два региона вступят в утомительные переговоры с правительством итальянского государства, но так или иначе они не станут автономными областями со специальным статусом (таковых уже 5 из 20 регионов Италии).
Для того чтобы понять конечную причину этого референдума, сделаем краткий экскурс в вопрос о статусе итальянских регионов. Регионы с обычным статусом (например, Ломбардия и Венето) обладают исключительными законодательными полномочиями в отношении любых вопросов, прямо не предусмотренных законодательством государства. Но их финансовая автономия довольно скромная: они просто удерживают 20% от всех взимаемых налогов, в основном используемых для финансирования региональной системы здравоохранения.
В пяти автономных регионах, имеющих специальный устав (Сардиния, Сицилия, долина Аоста, Трентино - Альто-Адидже/Зюдтироль и Фриули-Венеция-Джулия), признаются их полномочия в отношении законодательства, администрации и финансов. Эти регионы стали автономными в интересах учёта культурных различий и защиты языковых меньшинств. Кроме того, правительство хотело таким образом предотвратить их отделение от Италии после Второй мировой войны.
Готовя этот материал я попросила ответить на ряд уточняющих вопросов Франческу Валенти, бывшего депутата итальянского парламента и бывшего советника в регионе Ломбардия и в муниципалитете Милана. По её словам, "Ломбардский референдум требует предпринять институциональные инициативы, необходимые для того, чтобы потребовать от государства назначить дальнейшие формы автономии. Но обязательно в рамках закона, изложенного в разделе V Конституции. Предметы, начиная от безопасности и заканчивая технологическими инновациями, политикой на рабочих местах и заканчивая охраной окружающей среды и рекультивацией. Только Ломбардия производит 20% национального ВВП. Цель этого референдума заключается в том, чтобы принести (в регион. – С.М.) примерно 24 миллиарда евро из 56, которые “летают” каждый год в Рим обратно”.
По словам Франчески Валенти, референдум “был организован Лигой Севера, но был также поддержан в результате свободного голосования обеими партиями регионального правительства - “Вперед, Италия!” и Демократической партией. Формальные шаги будут состоять в предоставлении региону мандата на проведение переговоров с правительством для принятия этих мер (о расширении финансово-бюджетных полномочий регионов. – С.М.). Но исключительно в рамках раздела V Конституции. То есть ничего общего с тем, что произошло, например, в Каталонии.”
Напомню: десять лет назад Ломбардия уже разработала пакет из 12 предложений, чтобы "порвать" с центральным правительством. Падение правительства Романо Проди заморозило переговоры, которые были приостановлены. Три года назад некоторые мэры городов Ломбардии настаивали на том, чтобы правительство заключило новый договор о передаче полномочий регионам. Центральное правительство попыталось пригласить Ломбардию и Венето к диалогу по этому вопросу, не прибегая к референдуму, но встретило стойкое несогласие региональных элит. Говорит губернатор Ломбардии Роберто Марони: “Я готов сотрудничать с правительством, если уверен, что дойду до такой точки, которая делает референдум бесполезным, потому что это дает нам большую автономию и больше ресурсов. Если у меня нет этой гарантии, мы проведем референдум.” То есть диалог с правительством возможен, но только на условиях региона. С референдумом или без него (в результате решения центрального правительства) регионы Севера последовательно добиваются расширения своих полномочий в области финансов.
Тема автономии не нова в Ломбардии и Венето, так как региональные политики из партии “Лига Севера” (Lega Nord) считают автономию одной из главных своих битв. “Лига Севера” по своему происхождению квалифицируется официально как партия независимости, регионалистская и не националистическая, которая защищает интересы Падании (Северной Италии, части страны к северу от реки По). Эта позиция, которая привела к появлению выражения "северный вопрос", со временем колебалась между простыми требованиями о большей автономии (например, политическим и бюджетным федерализмом и передачей регионам некоторых функций, выполняемых государством) и предложениями о полном отделении от итальянского государства.
Регионы Ломбардия и Венето, например, платят больше, чем другие регионы налогов центральному правительству Италии, получая взамен меньше денег из Рима. Налоги, собираемые в южных регионах страны, остаются “дома”. Основатель “Лиги Севера” Умберто Босси заявил: "Наш народ (то есть население Падании. – С.М.) готов к атаке. Говорят, что страна простирается дальше, но я знаю только одну страну, и это Падания. Мне плевать на Италию.”
Нынешний секретарь партии Маттео Сальвини стремится превратить “Лигу Севера” в национальную радикальную правую партию. Несмотря на это, Сальвини никогда не отрицал главной цели партии, т. е. провозглашения независимости Падании, как говорится в статье 1 Устава “Лиги Севера”. Несколько раз он также высказывал свое благоприятное мнение о независимости Венето и Ломбардии, регионов, управляемых его партией. Только в 2017 году Сальвини четко определил нынешнюю линию секретариата “Лиги Севера” как федералиста и националиста, отказавшись от программы независимости и сепаратизма и заменив лозунг партии "Вначале Север" на "Вначале итальянцы”. Смена приоритетов приносит политические дивиденды. До Сальвини “Лига Севера” была очень популярна только на севере страны, сейчас она пускает корни и обретает популярность также в центре и на юге.