В первый день октября Украина внесла в ООН проект резолюции по Крыму. «Сегодня в Нью-Йорке делегация Украины внесла в секретариат Третьего комитета Генассамблеи ООН проект обновлённой резолюции «Ситуация с правами человека в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, Украина». Сейчас соавторами документа выступили 34 страны», – сообщил спикер постоянного представительства Украины при ООН Олег Николенко.
«Эта резолюция должна осудить действия России по недопущению международных организаций и гуманитарных организаций в оккупированный Крым. Она должна однозначно призвать Россию выполнять решение Международного суда ООН», – заявил накануне министр иностранных дел Украины Павло Климкин. Он назвал проект резолюции «сильным и жёстким». «Такая резолюция должна стать потом надёжной основой для группировки усилий в вопросах деоккупации», – считает Климкин. Судя по всему, киевский режим взялся продвигать идею Порошенко о создании «группы друзей деоккупации Крыма».
Чего же хочет украинская сторона:во-первых, отменить в России запрет организации «Меджлис крымско-татарского народа»*, во-вторых, допустить в Крым «международные и гуманитарные организации» (читай: иностранную агентуру).
Фиговым листком, прикрывающим намерения Киева, выступает языковой вопрос: по словам Николенко, в резолюции Украины по Крыму подчёркивается необходимость обеспечения обучения на украинском и крымско-татарском языках. Выглядит это нелепо, поскольку в российском Крыму три государственных языка – русский, крымско-татарский, украинский. В прежние украинские времена только в 2012 году Верховная рада приняла закон о языках, предусматривающий развитие региональных языков, а о государственном статусе родного языка ни русские, ни крымские татары, проживающие в Крыму, и мечтать не могли. Теперь же Киев устраивает фарс в ООН!
Вице-премьер крымского правительства Дмитрий Полонский прокомментировал RT внесённый Украиной в ООН проект резолюции по соблюдению прав человека в Крыму: «На территории Республики Крым действуют три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. И обучение на этих языках производится исключительно после того, как родители сами, без всякого давления, выбирают тот или иной язык. Поэтому никаких тут проблем и никакой дискриминации абсолютно нет. А существует ли желание у крымчан обучаться на том или ином языке – это другой вопрос. Поэтому, если кто-то заявляет обратное, он просто нагло лжёт и преследует понятно какие политические цели».
Что касается запрета «меджлиса», Полонский заявил: «Меджлис признан в Российской Федерации экстремистской организацией, именно поэтому он был запрещён. И если украинская сторона вносит такую резолюцию, то пусть сразу вносит резолюцию о признании, например, ИГ* и других террористических организаций имеющими право на существование на территории стран, входящих в ООН. Потому что, по сути, это требование ровно такое же».
«Тактика Украины по Крыму понятна. Думаю, таких резолюций будет очень много, потому что самый простой способ для Киева в данном случае – это «стратегия малых шагов». То есть требовать одну уступку, вторую, третью. И при этом прикрываться международными организациями. Проект резолюции – это такой «пробный камень»: если пройдёт, то будут продолжать и дальше по такой же схеме», – уверен политический аналитик Семён Уралов.
В декабре 2016 года ООН уже приняла резолюцию «о правах человека в Крыму», подготовленную украинскими властями, за неё проголосовали 70 государств, 26 выступили против, 77 воздержались. Украине этого мало: тему Крыма будут педалировать, чтобы отвлечь внимание от внутриукраинских событий. В Киеве хорошо понимают: как только темы Донбасса и Крыма затихают, у западных «друзей Украины» тут же появляется масса вопросов к украинской власти.
Показательно, что внесение Украиной в ООН нового проекта резолюции по «правам человека в Крыму» совпало с внешним повреждением газопровода (дважды за сутки) и обрушением опоры ЛЭП. Национальный антитеррористический комитет РФ не исключает диверсии. В августе в Крыму при попытке повредить линию электропередач в районе трассы Судак – Новый Свет был задержан агент Службы безопасности Украины. По сообщению ФСБ, он планировал серию диверсий на объектах инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова.
*Запрещенные в России экстремистские организации.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры