В своём навязчивом стремлении воспрепятствовать осуществлению проектов "Газпрома" в Европе Европейская комиссия (ЕК) не только ставит под угрозу энергобезопасность Старого Света, но и подрывает свой имидж договороспособного института. Только так можно оценить попытки Брюсселя внести экстренные изменения в законодательство Евросоюза по вопросам энергетики да ещё и придать данным изменениям обратную силу. Это сигнал не только странам-членам ЕС, но и тем странам, которые по-прежнему хотят вступить в Евросоюз. Смысл сигнала очевиден: в Европейском союзе принцип «политической целесообразности» всегда первенствует по отношению к принципу экономической рациональности.
Спешно подготовленные Еврокомиссией поправки к Газовой директиве Евросоюза позволят ей регулировать режим функционирования всех газопроводов, по которым газ поступает в Европу, в том числе проложенных либо прокладываемых по дну моря. Принятие этих поправок должно гарантировать, что «основные принципы энергетического законодательства ЕС… будут применяться ко всем газопроводам в третьи страны и из них до границы юрисдикции ЕС», сообщила Еврокомиссия. Теперь поправки к Газовой директиве, чтобы они вступили в силу, должны быть утверждены Европарламентом и Советом ЕС.
Цель Еврокомиссии, подчёркивает её председатель Жан-Клод Юнкер, – успеть затвердить поправки до конца 2018 года. Дата обусловлена тем, что речь идёт о попытке успеть лишить российский "Газпром" права управлять экспортными газопроводами «Северный поток - 2» и «Турецкий поток». Кроме того, поправки Еврокомиссии могут быть распространены на уже функционирующий с 2011 года газопровод «Северный поток».
Принятый в Евросоюзе в 2009 году и действующий в настоящее время Третий энергопакет предусматривает разделение функций поставщика и транзитёра газа, а также обеспечивает доступ к трубе третьих сторон. Однако положения Третьего энергопакета не распространяются на трубопроводы, проложенные в нейтральных морских водах.
«Еврокомиссия предприняла новую попытку для того, чтобы взять под свой контроль строительство и эксплуатацию запланированного газопровода «Северный поток - 2». Она хочет подчинить этот трубопровод европейским правилам. В Германии это наталкивается на решительное сопротивление», – пишет немецкая Handelsblatt, подчеркивающая, что в результате инициативы Еврокомиссии «спор между брюссельскими ведомствами и Германией вступил в новую фазу».
В этой ситуации от позиции Берлина, где с 18 октября проходят переговоры о формировании нового коалиционного правительства, действительно зависит много. Согласится ли новое правительство делегировать национальные полномочия Германии Брюсселю, который пользуется поддержкой Вашингтона, пока остаётся открытым вопросом.
«Северный поток - 2» представляет собой проект частного бизнеса», – говорит главный управляющий делами Федерального союза энергетического и водного хозяйства Германии (BDEW) Штефан Капферер. По его словам, «каждый новый трубопровод, который доставляет природный газ в Европу, является добрым делом для надежного снабжения газом, поэтому новая инициатива Еврокомиссии непонятна». «Россия уже сейчас поставляет 42% импортируемого ЕС природного газа и является, таким образом, важнейшим поставщиком. За ней следуют Норвегия с 34% и Алжир с 10%», – напоминает Handelsblatt.
Как это ни парадоксально, манёвры Европейской комиссии начинают всё больше противоречить экономическим интересам стран Европы. В российском газе нуждаются Германия, Италия, Греция, Венгрия, Сербия, Болгария, и это неполный список. Тем не менее Еврокомиссия летом текущего года запросила у стран-членов ЕС мандат на проведение переговоров с Россией по поводу создания «особых правовых норм» для проекта «Северный поток - 2». Однако юридическая служба Совета ЕС пришла к выводу, что для подобного запроса никаких правовых оснований нет.
В мае "Газпром" приступил к строительству морского участка газопровода «Турецкий поток». Проект предполагает прокладку двух ниток мощностью по 15,75 млрд куб. м каждая. Первая нитка предназначена для поставок газа турецким потребителям, вторая – для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы. Маршрут второй ветки ещё не определён, "Газпром" ведёт переговоры с несколькими странами.
В начале июля компания "Газпром" без громких заявлений подписала с профильными ведомствами Болгарии, Сербии и Венгрии дорожные карты развития национальных газотранспортных систем этих стран для поставок им российского газа из будущей второй нитки «Турецкого потока». Сохраняется также вариант поставок в направлении Греции и дальше через планируемый газопровод Poseidon (один из вариантов продления "Турецкого потока»).
То есть вариантов дальнейшего транзита российского газа после того, как он пройдет через «Турецкий поток» (который вообще не подразумевает вхождения трубы далеко на территорию Европы), на данный момент несколько. В принципе, это альтернативные варианты; какой из них или какие из них будут в конечном итоге выбраны, зависит от результатов переговоров "Газпрома" со своими потребителями.