Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль выступил в Фонде Кёрбера с докладом о внешней политике Германии. «Мы должны действовать», - заявил социал-демократ, исходя из сознания европейцами их собственных интересов. «Мы» – это Германия вместе с Европой, в первую очередь с Францией.
В настоящее время у Европы нет своего места в мировой политике. «Сегодня мир стал куда менее уютным, чем прежде, – сказал Габриэль. – Мы уже давно заметили, что даже при условии процветания экономики удобного местечка в стороне от мировой политики для нас нет. Ни для нас, немцев, ни для нас, европейцев… Только в том случае, если Европа определит свои собственные интересы и будет их защищать, она сможет выжить».
В Европе, по словам Габриэля, ведущую роль должны играть Германия и Франция. При этом «в финансовых вопросах хотелось бы, чтобы французы стали побольше немцами», а в сфере безопасности немцам нужно равняться на французов.
Особенное внимание наблюдателей привлёк раздел доклада, посвящённый трансатлантическим отношениям. Через неделю после своего краткого визита в Вашингтон глава МИД Германии выступил с программным требованием полного обновления американо-германских отношений. Диалог с Соединёнными Штатами и двустороннее сотрудничество должны продолжаться, но США при действующем президенте утрачивают казавшуюся незыблемой роль глобальной супердержавы. К тому же Вашингтон переменил и своё отношение к партнёрству с Германией, на которую он теперь смотрит как на конкурента. В каких-то случаях Германии нужно проводить «красную линию», защищая свои интересы. В качестве примера Габриэль привёл энергетику – беспрецедентную ситуацию вокруг строительства «Северного потока - 2».
Кампания против строительства этого газопровода развёрнута администрацией США. О якобы грозящих энергобезопасности Европы угрозах недавно заявила официальный представитель Госдепартамента Хизер Нойерт, а 29 ноября заместитель помощника госсекретаря Джон Маккаррик во время телефонного брифинга для европейских журналистов сказал, что власти США не считают возможным строительство “Северного потока - 2”. Безапелляционность американца произвела впечатление даже на видавших виды европейских журналистов: «Есть ряд причин, почему это не должно произойти… Суть в том, что мы против этого, – сказал Маккаррик. – Мы не считаем, что это случится, так что почему я должен рассматривать какие-либо другие варианты или возможности?»
В тот же день, когда состоялся этот брифинг, в Москве проходил Российско-германский сырьевой форум, во время которого Зигмар Габриэль и вице-премьер РФ А. Дворкович подтвердили свою общую позицию по «Севрному потоку - 2»: «… мы считаем, что надо реализовывать этот проект».
Из доклада Зигмара Габриэля следует, что разногласия между Германией и США затрагивают не только отношения с Россией. Министр иностранных дел Германии критически оценил намерение Вашингтона признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство. «Всё, что обостряет кризис, контрпродуктивно», – считает он. Такую позицию разделяют Федерика Могерини и Эммануэль Макрон, который уверен, что вопрос о статусе Иерусалима должен решаться только путём переговоров между израильтянами и палестинцами. Габриэль подверг также критике намерение Вашингтона отказаться от ядерной сделки с Ираном, в разработке которой принимали участие немецкие дипломаты.
Соб. корр. Фонда стратегической культуры