За отказ принимать беженцев по квотам ЕС Еврокомиссия подала иск против Чехии, Венгрии и Польши в Европейский суд. Против Словакии обвинения не выдвинуты в связи с тем, что правительство этой страны (в отличие от трех «отказников») не выносило решения о прекращении приёма мигрантов и продолжает предлагать места в своих миграционных центрах. Словаки приняли по программе аж 16 беженцев. Против принудительного распределения беженцев по квотам ЕС выступает, кстати, и Болгария, но не дальше заявлений на словах.
После прихода к власти в Польше партии «Право и справедливость» к числу отказников присоединилась Польша, отказавшись вопреки обещаниям прежнего правительства принять 6 тыс. беженцев. В конце августа министерство внутренних дел этой страны направило в Брюссель официальное письмо с просьбой о прекращении судопроизводства. Свой отказ от приёма беженцев польская сторона мотивирует соображениями безопасности и тем, что формирование миграционной политики входит в компетенцию национальных государств.
Чешская сторона выдвигает претензии к властям Греции и Италии, которые «так и не подготовили беженцев, как это было необходимо с точки зрения проверки их безопасности», заявил Любомир Заоралек, бывший министр внутренних дел Чехии. Польская сторона придерживается более жёсткой риторики, квалифицируя распределение беженцев как превышение полномочий ЕК и вмешательство в дела национальных государств.
В сентябре суд Евросоюза отклонил жалобу, которую подали правительства Венгрии и Словакии, а позже поддержала Польша. Премьер-министр Беата Шидло категорически отказывалась принять механизм распределения мигрантов. Сменивший её на днях Матеуш Моравецкий проводит ту же линию. В интервью телеканалу TV Trwam новый глава польского правительства в контексте начатого ЕК судопроизводства заявил: «Поляки – это гордый, важный, великий народ. Мы не допустим, чтобы на нас оказывали давление».
Теперь в своё оправдание Польша выставляет ещё один мотив: она принимает мигрантов с Украины. По данным Ричарда Чарнецкого, депутата Европарламента от партии «Право и справедливость», Польша приняла 400 тыс. украинских беженцев. Коллега Чернецкого Яцек Сариуш-Вольский приводил цифру 1,4 млн принятых Польшей украинцев. Как видно, польские власти не усматривают разницы между беженцами и трудовыми мигрантами (по официальным данным, за 2015-2017 гг. статус беженца получили в Польше всего 74 гражданина Украины). Затушёвывается также факт роста антиукраинских настроений в Польше. В частности, антиукраинские выступления имели место в окрестностях Гданьска и в Жешуве.
В случае если при рассмотрении иска Европейский суд признает справедливость требований ЕК, но ответчики всё равно откажутся принимать беженцев, Еврокомиссия готова подать заявление о введении финансовых санкций против Чехии, Венгрии и Польши. Эти страны рассчитывают, однако, что время играет на них. Любомир Заоралек говорит: «Даже обвинительный вердикт не может привести к немедленному вводу финансовых санкций, поскольку после этого будет дано время на то, чтобы Чешская Республика исправила выявленное нарушение. Так что это – длительный процесс, во время проведения которого можно искать пути достижения договоренности».
Принятая в 2015 г. программа, рассчитанная на распределение по странам ЕС 160 тыс. человек, истекла в сентябре. Распределено было всего-навсего 29 тыс. человек. А уже на следующий день после истечения срока действия программы, 27 сентября, ЕК предложила странам-членам на добровольной основе принять ещё 50 тыс. человек. Так что конфликты по поводу того, что делать Европе с беженцами, ещё впереди, и время их не залечит.
Соб. корр. ФСК