То, что русский язык подвергается гонениям в Прибалтике или на Украине, давно не удивляет. Но теперь, кажется, процесс пошёл дальше. В ноябре в Интернете промелькнула новость: на Урале с 1 декабря учителям запретили называть русский язык родным. Мол, теперь есть два разных предмета (и два языка): русский язык как государственный и русский язык как родной. (Вообще, это как: если тебе, жителю Урала, русский не родной, то и Россия тебе не Родина?).
«Мы пока в прострации, – рассказал завуч одной из школ Екатеринбурга. – Раньше говорилось, что подобное будет только в национальных республиках. Все мы знаем, какие страсти из-за языка кипят в Татарии и Башкирии, где принудительно заставляют всех детей изучать национальные языки, но теперь в обязательном порядке это распространили и на нас».
И где-то в те же дни первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов выразил недоумение, почему во всей стране изучение русского языка должно быть обязательным… Оказывается, язык – это политический вопрос. А раз так, то изучение русского может вызвать социальный взрыв (???), считает господин Мухетдинов.
Можно было бы, конечно, рассказать этому деятелю о незаменимой роли русского языка как языка общения между народами России, о красоте и богатстве русской речи, только к чему: наверняка об этом он и сам прекрасно знает. Дело не в личных ошибках чиновника-мусульманина. И не инициативе безвестного екатеринбургского чиновника, предложившего разделить русский язык в России на два языка и один из них считать не родным.
В Книге Бытия читаем: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». (Быт., 11:1-9).
Призыв сократить образовательную программу за счёт отказа от обязательного изучения в каких-то частях России русского языка – это приглашение встать на путь превращения страны в Вавилонскую башню.
Если даже сейчас в Татарстане и Туве, Марий Эл и Адыгее заметны стремления к созданию моноэтнических территорий, где русские либо вынуждены ассимилироваться либо уезжать, то чего можно ждать, если русский язык будет признан необязательным к изучению?! Если даже сегодня, когда легко проверить информацию, кто-то может быть уверен, что «русские ставленники Москвы» нарочно вырубают священные рощи марийцев-язычников, то можно представить, что произойдёт с сознанием черемисов, не знающих русского языка и, стало быть, ограниченных в возможностях разобраться в происходящем. Не обращать внимания на эти настроения – значит подтверждать, что опыт Украины ничему не научил. Украинских националистов, третировавших русский язык и твердивших об «угнетении Москвы», до поры до времени тоже воспринимали как группу клоунов. Майдан и государственный переворот на Украине в феврале 2014 года показали, что всё намного серьёзнее. И всё исходит в конечном счёте из одного источника – принятого в 1959 году в США «Закона о порабощённых народах» (Public Law 86-90), который остаётся действующим законом Соединённых Штатов по сей день.
Этот американский закон экстерриториального действия гласит: «Империалистическая политика коммунистической России привела, путём прямой и косвенной агрессии, к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и других…»
Насчёт Литвы, Украины, Белоруссии и т.д. сейчас говорить не будем, а вот Идель-Урал – это Урал и Поволжье, Казакия – это Дон. В американском законе ни слова не говорится о порабощённом русском народе, то есть, читая «коммунистическая Россия», следует понимать под этим «государствообразующий русский народ» как народ-«поработитель». Если распространяемые в Америке небылицы о «вмешательстве России» в выборы президента США стали политическим фольклором, то вмешательство США во внутренние дела России – не вымышленное, а реальное – осуществляется уже более полувека на регулярной законодательной основе.
Результаты этого вмешательства дают о себе знать в самых разных точках Российской Федерации. В 2006 г. в Ростовском государственном университете прошла международная конференция, организованная Американским советом научных сообществ и Международной гуманитарной школой. Конференция была посвящена проблеме формирования… южнорусской идентичности. В 2005 г. в Архангельске вышел «Краткий словарь поморского языка», где в предисловии автора-составителя И.И. Мосеева, встречаются, например, такие пассажи: «Поморы даже не считали Поморье частью России», «Ассимиляция в великорусской этнической традиции означает для поморов собственную этническую деградацию». В 2008 г. в качестве средства борьбы с коррупцией нижне-кубанские казаки предложили Ставрополью выйти из состава Российской Федерации. Существуют организации, открыто призывающие к выходу из состава России Сибири на том основании, что Сибирь-де – колония России и потому имеет право на самоопределение.
Так что вопрос, действительно, политический. Тут Дамир Мухетдинов прав. Только в России это не вопрос Духовного управления мусульман.
И разговоры о том, как велик и прекрасен русский язык, – не ответ деятелям, призывающим русский язык утеснить: это всё равно что лечить чуму аспирином. Время аспирина давно прошло. Сейчас речь о том, успеем ли подвезти вакцину.
Сто лет назад большевики начали осуществлять грандиозную программу всеобщего обязательного образования для всех народов СССР, благодаря которой страна создала собственную промышленность, своими в основном силами выиграла войну, стала сверхдержавой. Памятуя об этом, нужно понимать: призывы сократить образовательную программу за счёт отказа от обязательного обучения в России языка государствообразующего русского народа – это приглашение к общественной деградации, удар по государству и по людям одновременно.
Представим, что изучение русского языка в отдельных республиках сократится до минимума. Огромное число молодых людей окажутся отрезанными и от русской, и от мировой литературы, переведённой на русский. Когда ещё Гомера, Шекспира или Гёте переведут на луговомар или коми? То же самое произойдёт с понятийным аппаратом науки. Ведь для того, чтобы научный аппарат сложился, нужны десятилетия кропотливой работы. И уж нечего говорить о том, что в случае отмены полноценного изучения русского языка столичные вузы для многих окажутся закрытыми. Русский язык – универсальное средство приобщения всех без малого двухсот народов, проживающих в России, к мировой цивилизации.
Есть много национальностей, но нация должна быть одна. С одним языком и единым самосознанием. Иначе не выжить.