В Берлине состоялась встреча Петра Порошенко с Ангелой Меркель, во время которой канцлер ФРГ сообщила о переговорах глав Германии, Франции и Украины в мае 2018 года в Аахене. Также речь шла о миротворцах ООН в Донбассе и, конечно, о газопроводе «Северный поток – 2».
Бундесканцлерин прокомментировала предстоящую встречу на совместном с Порошенко брифинге: «Украинский президент будет в Аахене. Возможно, там будет встреча. Мы об этом говорили. Президент Макрон будет там и я. Это, конечно, не будет «нормандский формат». Российского президента не будет в Аахене, но мы обменяемся мнениями втроём. И дальнейшие шаги будут осуществлены, но это нельзя называть "нормандским форматом"».
Что касается введения миротворцев ООН в зону конфликта, то вопрос этот так и остался нерешённым. «Мы никогда не поддержим формат миссии «против Украины», Украина не должна беспокоиться на этот счёт… К сожалению, прогресс в реализации Минских соглашений очень ограничен… Мы очень обстоятельно поговорили о том, что хотим продолжать стремиться к проекту миротворческой миссии на базе ООН. Решение о вводе миротворцев ООН на Украину должно быть согласовано со всеми участниками», – осторожно заявила Меркель.
А вот президент Украины возлагает огромные надежды на миссию ООН, которая должна будет – ни много ни мало – воевать вместо ВСУ: «Мы надеемся, что будут поддержаны совместные предложения Франции, Германии, Украины, США по проекту решения Совбеза ООН о введении миротворческой миссии, которая станет не эскортом для наблюдателей ОБСЕ, а полноценной, полномасштабной, которая сможет разоружать незаконные вооружённые формирования и решить вопросы безопасности для начала политического процесса местных выборов».
Главным же экономическим итогом переговоров можно считать заявление Меркель о транзите российского газа через Украину и после запуска «Северного потока – 2». «Мы приняли во внимание мнение президента Украины по этому вопросу. Мы также обсудили эту ситуацию с президентом России и передали взволнованность Украины. Всё равно часть газа будет идти через украинскую территорию», – попыталась успокоить Ангела Меркель не на шутку встревоженного Петра Алексеевича.
В ответ Порошенко пообещал вслед за США ввести санкции против российских олигархов: «Несколько дней назад я дал поручение СБУ, Кабинету министров и секретарю СНБО подготовить соответствующий проект решения, который в ближайшие дни будет вынесен на заседание СНБО. Санкции будут введены… Безусловно, к санкциям будут привлечены и господин Дерипаска, и другие олигархи, которые на сегодня являются ключевыми участниками российских процессов, в том числе и по активной работе в Крыму, поставках оружия ВС РФ. Реакция Украины будет решительной и быстрой».
Вряд ли, правда, фигурантам антироссийских санкций США интересно, что там против них задумали в Киеве.
Пётр Алексеевич старался помногу благодарить госпожу Меркель: за поддержку Украины, за санкции против России, за солидарность в вопросе введения миротворцев ООН в зону конфликта… Хотя буквально накануне встречи в интервью немецкой газете Handelsblatt Порошенко назвал «Северный поток - 2» «политической взяткой за лояльность к России», тем самым обвинив Германию и саму Меркель во взяточничестве. Таковы они, украинские руководители нынешнего времени: с камнем за пазухой и подобострастным выражением лиц.
«Северный поток – 2» – это чисто политический проект, который финансирует Россия. Простите за жёсткие слова: но «Северный поток – 2» – это политическая взятка за лояльность России, чтобы объявить Украине экономическую и энергетическую блокаду и сильно навредить нам. У этого проекта нет никакой экономически оправданной основы», – считает Порошенко.
По мнению экспертов, Меркель не обманула Петра Алексеевича – действительно и после запуска «Северного потока – 2» какие-то объёмы газа будут проходить по украинскому газопроводу.
«По меньшей мере это около 15-20 млрд кубометров (для сравнения: в прошлом году – 93,5 млрд кубометров. – Ред.) даже в случае полной реализации «Северного потока – 2». Просто для тех государств, которые сопредельны с Украиной, выгоднее газ поставлять через территорию Украины. Так что всё равно у украинского транзита остаётся роль дополнительного газопровода. И в зависимости от спроса эта роль будет либо больше, либо меньше. Другой вопрос, позволят ли эти объёмы обеспечивать необходимый уровень технического состояния газопровода», – отметил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Да и сам глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «никогда не стоял вопрос о полном отказе от украинского транзита, однако российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объёмах».
Бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко считает, что нет никаких положительных итогов визита Порошенко в Германию. «Нет прогресса в переговорах во всех форматах. Даже несмотря на визит президента Петра Порошенко в Германию. Он был, конечно, важным с дипломатической, формальной точки зрения в связи с новой каденцией канцлера Ангелы Меркель. Однако не дал никаких серьёзных причин для оптимизма в решении проблем Украины», – прокомментировал Грищенко прошедшую встречу лидеров двух стран в эфире украинского телеканала NewsOne. К тому же, по словам политика, Украина не готова выполнять политическую часть минских договорённостей.
Соб. корр. ФСК
Фото: официальный сайт Президента Украины