Одна из ведущих американских газет The Washington Post считает, что больницы и прочую инфраструктуру Донбасса в ходе боёв разрушали абсолютно случайно, да и вообще виновна в этом не только украинская сторона. Странно, что при этом забыли рассказать, как «сепаратисты» обстреливают сами себя и свои дома. При этом WP сравнивает Донбасс с Сирией. Интересно, с какой целью?
Боевые действия на востоке Украины продолжаются уже полных четыре года. В этом конфликте на сегодняшний день погибло более 10 тысяч человек, из них 2,8 тысячи были мирными гражданами. Почти 2 миллиона человек превратились в вынужденных переселенцев или подвергаются опасности, оставаясь в своих домах, сообщает The Washington Post всем известные факты.
Издание отмечает, что война в Донбассе входит в список крупнейших гуманитарных кризисов в мире. До начала вооружённого конфликта в этом густонаселённом промышленном регионе проживало 15% населения Украины (6,6 миллиона человек), и на его долю приходилось около 16% ВВП страны. Теперь регион превратился в зону боевых действий. В результате боёв серьёзно пострадали ключевые объекты инфраструктуры Донбасса, особенно больницы, и местные жители лишились доступа к основным услугам, таким как медицинское обслуживание.
«Воюющие стороны часто атакуют больницы. В Сирии правозащитные организации и Совбез ООН решительно осуждали такие атаки, называя их нарушениями международного права. Однако очень немногие наблюдатели обратили внимание на атаки на украинские больницы, несмотря на то что Всемирная организация здравоохранения зафиксировала 33 подобные атаки с 2014 по 2016 год», – пишут авторы статьи в WP Синтия Бакли (Cynthia Buckley), Ральф Клем (Ralph Clem), Джарод Фокс (Jarod Fox) и Эрик Херрон (Erik Herron), которые провели собственное расследование.
Они составили список 247 зарегистрированных больниц и поликлиник Донбасса, а затем проанализировали доклады ООН, данные, предоставленные неправительственными организациями, сообщения прессы на Украине и в России, публикации в газетах Донецка и Луганска, пытаясь найти в них данные о повреждениях объектов здравоохранения с 2014 по 2017 год. После чего определили географическое положение каждого конкретного учреждения, чтобы избежать повторов, ведь одно и то же здание могло быть атаковано несколько раз. В результате оказалось, что ущерб был нанесён 82 медицинским учреждениям Донбасса, то есть трети всех медицинских учреждений в ДНР и ЛНР. Этa гораздо больше, чем сообщает ВОЗ. И для авторов статьи такой вывод стал неожиданностью. «Это стало для вас неожиданностью? Неужели воюющие стороны сознательно атакуют медицинские учреждения?» – задаются вопросом авторы публикации WP.
Карта обстрелов больниц в Донбассе по версии авторов The Washington Post
The Washington Post отмечает, что большая часть повреждений медицинских учреждений пришлась на период самых ожесточённых боев, то есть до февраля 2015 года. «С тех пор ущерб больницам наносится в ходе столкновений, являющихся нарушениями соглашения о перемирии. Больничная инфраструктура страдает тогда, когда она располагается в непосредственной близости от места ожесточённых боев. Больницы, расположенные далеко от линии фронта, почти не страдают», – отмечает издание.
Атаки на медицинские учреждения сконцентрированы в Донецке и вокруг него; вдоль линии разграничения; вокруг Славянска. На севере Луганской области и на западе Донецкой области было мало крупных сражений и, соответственно, мало повреждений.
Многие медицинские учреждения в Донбассе были уничтожены. Были ли атаки на них умышленными, или же речь идёт о сопутствующем ущербе? Чтобы ответить на этот вопрос, авторам статьи снова пришлось провести небольшое самостоятельное исследование – проанализировать, какое оружие использовалось сторонами в ходе тех атак.
«Между тем в Донбассе стороны применяли традиционные артиллерийские орудия, тяжёлые минометы и реактивные системы, такие как печально известный «Град». Подобные орудия демонстрируют довольно значительную погрешность при нанесении удара. Те, кто из них стреляет, обычно даже не видят свою цель, поэтому, чтобы уничтожить какое-то конкретное здание, из этого оружия необходимо сделать как минимум несколько выстрелов, в результате чего наносится значительный сопутствующий ущерб.
По всей видимости, больницы и поликлиники были, скорее, сопутствующим ущербом, чем мишенями», – делает вывод The Washington Post.
В Донбассе обе стороны используют примерно одинаковое оружие, что мешает понять, какая из двух сторон атаковала медицинские учреждения, уверяет издание своих читателей.
«Чтобы делать выводы касательно тех, кто несёт ответственность, нужно применить сложные методы анализа данных, которые используются для анализа ущерба, нанесённого в ходе сирийской войны», – предлагают американские «исследователи». Теперь понятно, для чего потребовались упоминания о Сирии – чтобы снять часть ответственности с украинского руководства и ВСУ за разрушение гражданской инфраструктуры, разделив эту ответственность поровну с ополченцами республик и… Россией. Не случайно в тексте можно встретить пассаж о «продвижении российских войск и сепаратистов вдоль побережья Азовского моря» и даже о регулярных российских войсках.
Ничего удивительного в этом нет. Авторы The Washington Post отрабатывают хорошо знакомую повестку, призванную очернить Россию.
Правда, для официального Киева публикация WP вряд ли приятна – её авторы заявляют: «Независимо от того, кто несёт ответственность, бои в Донбассе нанесли ущерб не только медучреждениям, но и другим объектам гражданской инфраструктуры, таким как жилые здания, школы, приведя к гибели мирных граждан и заставив многих из них покинуть свои дома. Если украинские власти не могут предоставить населению базовые услуги, значит, эта война уже подорвала легитимность государства и всерьёз усложнила задачу поиска путей примирения». Мол, раз гражданская инфраструктура Донбасса в ходе противостояния случайно (!) разрушена «Градами» (по мнению WP, всё равно кем), легитимность Украины подорвана. Хитро!
Авторы The Washington Post, наверное, неплохо поработали, сосчитав разрушенные в Донбассе больницы и поликлиники. Да вот только легитимность Украины подорвана с тех самых дней, когда дончане и луганчане голыми руками останавливали украинскую бронетехнику, ползущую их убивать; когда на Донецк и Луганск упали первые авиаомбы (про это американские «исследователи» вообще забыли); когда в Красноармейске украинские каратели расстреляли безоружных людей; когда погиб первый ребёнок в этой войне – белокурая малышка Полина из Славянска.
Шестилетняя Полина, погибшая в Славянске 8 июня 2014 года от украинского снаряда
В The Washington Post, очевидно, уверены, что у читателей издания – память рыбки. Поэтому и рассуждают авторы публикации о 82 пострадавших медицинских учреждениях о сложностях установления вины, уверяя, что данные по Донбассу неоходимо рассматривать сквозь сирийскую призму. Но на самом деле установить истину гораздо проще – достаточно расследовать истории человеческих трагедий, например гибель двухлетней Ани Костенко и пятилетнего Данила Протасова вместе с родителями на детском пляже городка Зугрэс в результате авианалёта в августе 2014 года. Или украинские самолёты тогда тоже случайно сбросили бомбы на детей и взрослых?
К слову, фотоснимки обстреляных больниц, например в Донецке, в The Washington Post почему-то не разместили.
Соб. корр. ФСК