Обмен ракетными ударами между Израилем и иранскими подразделениями в Сирии вносит новый дестабилизирующий элемент в ситуацию на Ближнем Востоке. Нетаньяху злоупотребил оказанным ему российской стороной доверием.

США и Израиль на тропе войны против Ирана и Сирии

Детективно-шпионский триллер и мультипликация в качестве затравки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Обмен ракетными ударами между Израилем и иранскими подразделениями в Сирии вносит новый дестабилизирующий элемент в ситуацию на Ближнем Востоке. Похоже, президент США Трамп и премьер-министр Израиля Нетаньяху ради преодоления своих внутриполитических трудностей встали на тропу «маленькой победоносной войны», которая рискует перерасти в большой пожар. При этом Израиль исполняет роль «задиристого мальчишки», который затевает драку, а затем прячется за спины подошедших взрослых парней. Только парни на этот раз могут не подойти. Трампа обычно воспринимают в тандеме с Нетаньяху как ведомого, но сейчас американский президент может втянуть израильского премьера в такие неприятности, что расхлёбывать их ему придётся самому. 

Д. Трамп и Б. Нетаньяху на тропе войны

Попытка остановить сползание ситуации к полномасштабной войне была предпринята во время визита Б. Нетаньяху в Москву 9 мая, где ему на праздновании Дня Победы был оказан подчёркнуто уважительный приём. Российская сторона, что видно из официальной информации о переговорах, максимально стремилась убедить Израиль проявить сдержанность и искать мирные пути решения региональных проблем. Однако Израиль представил после этого ничём не подтверждённые намёки на то, что Россия чуть ли не одобрила нанесение ударов по Сирии. Это как: по самой себе и своим союзникам? 

В. Путин, Б. Нетаньяху и А.Вучич на параде Победы в Москве

С комментариями пришлось вмешаться даже главе МИД РФ Сергею Лаврову, который отметил, что российская сторона в контактах с израильскими и иранскими властями убеждает их воздержаться от провокационных действий. Ту же мысль высказал накануне президент Владимир Путин на встрече с премьер-министром Нетаньяху.

Характерна сама подготовка к новой кампании, точнее к гибридной войне против Ирана, когда боевые акции переплетаются с пропагандистскими манёврами и дезинформацией. Свою лепту в разжигание страстей внёс один из крестных отцов «арабской весны» (соавтор проекта «демократизации» Ближнего Востока, принятого директивой президента Обамы), ныне консультант Вашингтонского института ближневосточной политики Денис Росс.

Денис Росс

Призывая к ударам по иранским позициям, Деннис Росс, занимавший в прошлом высокие правительственные должности в сфере национальной безопасности, умудрился назвать главным виновником «неизбежной» ирано-израильской войны… Россию. Без какой-либо внятной аргументации Росс приписал Кремлю инспирирование войны между Израилем и Ираном, исходя из того, что разрушение иранских нефтяных объектов «выгодно русским». А ещё оно выгодно для экспансии американской сланцевой нефти на мировые рынки.

Стремясь доказать необходимость «наказания» Ирана, Нетаньяху провёл 30 апреля публичный брифинг, на котором сообщил фантастическую историю. Якобы какая-то израильская разведгруппа пробралась в центре Тегерана в иранский Атомный архив и выкрала оттуда около ста тысяч бумажных и цифровых документов. Документы, утверждал Нетаньяху, доказывают, что у ядерной программы Ирана была секретная военная составляющая под названием «проект Амад». Премьер отметил, что если бы информация о секретной ядерной программе Ирана стала известна в 2015 году, то ядерная сделка не состоялась бы. Примечательно, что по месту расположения указанного объекта никто ничего не слышал и искать «виновных» даже не пытались.

Предыдущие «документальные доказательства» намерений Ирана

 

Нынешние столь же тяжеловесные «доказательства» намерений Ирана

Израильская «Гаарец» считает, что Нетаньяху не представил никаких новых фактов, подтверждающих, что Тегеран нарушает подписанные международные договорённости. Информация касается 2011 года, и значительная её часть фигурирует в отчете МАГАТЭ. Так что никакой нужды у загадочной разведгруппы совершать «подвиги» в Иране, если она вообще там появлялась, не было.

Удивительно, что вокруг столь, казалось бы, громкой сенсации о проникновении в Атомный архив Ирана в западных СМИ установился заговор молчания, что само по себе свидетельствует о степени доверия к этому детективно-шпионскому триллеру. Однако для обоснования удара по Сирии такой «сенсации» хватило. Напрашивается параллель с «химической атакой» в Думе: каяться за ту фальшифку и последовавшие ракетные удары никто и не помышляет.

При этом последствия ракетного удара Израиля по Сирии 10 мая преувеличены. На основании представленных ЦАХАЛ кино- и фотоматериалов с уверенностью можно сказать лишь об уничтожении одной установки «Панцирь». Эта техника находится в распоряжении сирийских правительственных войск, а никак не иранцев. В самом Иране подчёркивают, что под ракеты попали в основном позиции сирийской армии. Попадание ракеты по РСЗО «Ураган», якобы ответственной за предшествующий залп по Голанским высотам, и вовсе проиллюстрировано с помощью мультипликации.

Образец одной из иранских ракет Fateh 313

Израильский сайт DEBKAfile, ассоциируемый с военной разведкой АМАН, признаёт, что Тегеран в состоянии очень быстро и в повышенном размере компенсировать всю поставленную им Сирии и разрушенную израильтянами боевую технику. Военно-транспортная авиация, для которой небо Ирака отрыто, может сделать это за несколько часов. 

Аналитик The Times of Israel Рафаэль Ахрен полагает, что вопреки призывам к мировой поддержке в своей борьбе против присутствия Ирана в Сирии Израиль одинок. Даже США, втравившие израильтян в это противоборство, не очень-то торопятся непосредственно содействовать Израилю. Трамп прекрасно понимает, что американское общественное мнение противится вмешательству Соединённых Штатов в новую большую войну на Ближнем Востоке. Несмотря на частые утверждения о том, что глава Белого дома «идёт на поводу» Израиля, в данной ситуации Трамп сам пытается использовать Израиль в качестве инструмента. Бывший руководитель АМАН Амос Ядлин считает, что в военном отношении вся тяжесть борьбы с Ираном, по-видимому, ляжет на плечи Израиля. 

Тегеран, когда ему грозят большой войной, не только не уйдёт из Сирии, но и расширит там своё присутствие. Расчёты на смену режима и крах экономического потенциала Ирана эфемерны. Если власть в стране и сменится, то более вероятен приход вместо умеренного президента Роухани более агрессивных военных. Иранской экономике в условиях резкого скачка на нефть большие трудности не грозят. И Тегеран уже получил психологическое преимущество в противостоянни, не выйдя вслед за США из соглашения по ядерной программе. Его возможности по торговле с широким кругом стран за пределами Америки, таким образом, сохраняются. Правда, из Израиля распространяются утверждения, что Тегеран тоже вот-вот заявит о выходе из сделки и возобновлении обогащения урана. Если это подтвердится, разрастание кризиса станет неминуемым.

Президент Ирана Роухани

Новый виток конфронтации в Сирии может развернуться и в связи с готовящейся правительственной Сирийской арабской армией (САА) кампанией по окончательному освобождению юго-западной части страны в треугольнике иордано-израильско-сирийской границы (провинции Дараа и Кунейтра). Здесь сосредоточены главные стратегические интересы Израиля, а также его советники и разведчики. Израильская армия, видимо, попытается вмешаться в ход операций, в том числе применяя авиацию, но помешать продвижению САА на земле у неё едва ли получится. Здесь до сих пор находится крупный анклав, контролируемый запрещённым в России "Исламским государством" (ИГ), действия против которого сирийской авиации и российских ВКС оправданы всеми международными резолюциями и подписанными соглашениями. Израильтяне и их союзники из Сирийской свободной армии сами виноваты в том, что не сделали ничего для ликвидации данной группировки ИГ. 

Положение на юго-западе Сирии

В результате освобождения этой части страны положение Израиля на границе станет ещё более уязвимым. 

Так что визит Б. Нетаньяху в Москву едва ли был тем, чем пытается представить его израильская пропаганда – чуть ли не получением одобрения России на удары по сирийским и иранским объектам. Ничего подобного не могло быть в принципе. Вероятно, было стремление получить «страховку» на случай, если что-то пойдёт не так. Кто-то ведь должен спасать положение. Однако своим поведением и искажённой интерпретацией итогов московских переговоров Нетаньяху злоупотребил оказанным ему доверием. И это, безусловно, будет учтено, когда в следующий раз он вновь возжаждет понимания российской стороны.