Киевский режим снова решил взяться за украинизацию общества, ведь, несмотря на все репрессии по отношению к русскому языку, он всё равно остаётся основным языком общения.
За четыре постмайданных года властям не удалось заставить народ Украины массово перейти на мову. Потому-то дан старт проекту тотальной украинизации, рассчитанному на десять лет, в надежде на то, что десять лет обучения на мове во всех без исключения школах страны и попутные репрессии в отношении русского языка сделают своё дело.
В последний день мая президент Украины Пётр Порошенко, выступая на празднике последнего звонка в Ямницком лицее Ивано-Франковской области, объявил «десятилетку украинского языка» и тут же, на линейке, подписал указ об этом.
«Я принял решение и подписываю указ о том, с 2018 года мы объявляем десятилетие украинского языка», – заявил он.
В указе «О неотложных мерах по укреплению государственного статуса украинского языка и содействие созданию единого культурного пространства Украины», текст которого опубликован на президентском сайте, говорится о «необходимости утверждения целевой программы на 2018 – 2028 годы, направленной на обеспечение функционирования украинского языка во всех сферах общественной жизни».
Пётр Алексеевич одновременно пообещал защитить языки всех народов, проживающих на Украине, в том числе и русский язык. Впрочем, назвать русский язык языком национального меньшинства сложно, его в общении используют более 80% населения страны, о чём свидетельствуют всевозможные опросы.
«Как глава государства я буду заботиться… о реализации прав тех граждан, чьим языком общения является крымско-татарский, русский, греческий, румынский, болгарский, польский», – клялся Порошенко на школьной линейке на Ивано-Франковщине. Галичина в качестве точки опоры для объявления «десятилетки мовы» была выбрана не случайно: у Порошенко на носу выборы, а на юге и востоке страны эта инициатива вряд ли встретит всенародное одобрение. Да и в Киеве или Закарпатье можно нарваться на возмущение родителей, не желающих повальной украинизации.
В то же время президент сообщил, что «десять лет власть будет делать совершенно чёткие шаги для пропаганды украинского языка».
Все желающие получить гражданство Украины теперь обязаны будут сдавать экзамен на знание мовы и получать соответствующий сертификат. Ещё один пункт президентского указа касается «обязательного использования государственного языка должностными и служебными лицами и недопущения дискриминации украинского языка». «Недопущение дискриминации», вероятно, означает недопустимость общения на любом другом языке в тех регионах, где население упорно продолжает говорить на родном языке – русском, венгерском, румынском.
«Столь необдуманные действия киевской клики уже стали причиной конфликта с рядом иностранных государств. Внутри страны они лишь усугубят и без того затянувшийся политический кризис и культурно-языковое противостояние», – прокомментировал новую инициативу Петра Порошенко бывший премьер-министр Украины Николай Азаров.
Можно было бы сказать и о том, что очередная мовная инициатива Киева вступает в явное противоречие и с украинской конституцией, и с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств, но украинская власть со времён «революции достоинства» пренебрегала и национальным, и международным законодательством в языковом вопросе: мова ставилась превыше и законов, и прав человека, и здравого смысла.
Указ Порошенко подписал всего несколько дней назад, а националистическая мовная истерия на Украине набирает обороты с каждым днём.
1 июня очередное заседание суда по делу журналиста Василия Муравицкого (его обвиняют в государственной измене за статьи, которые публиковались на российских сайтах) началось с «языкового» скандала: прокурор требовал, чтобы адвокат говорил по-украински, угрожая лишением прав на занятие адвокатской деятельностью. Суд, однако, напомнил, что по закону говорить на государственном языке обязаны лишь прокурор и судья.
«Судья посоветовал прокурору пользоваться переводчиком, если у него такие крупные проблемы с русским языком», – рассказал адвокат Муравицкого. В итоге суд отклонил все ходатайства обвинителя, а дело разваливается на глазах. Не случайно прокурор с таким рвением ухватился за соломинку украинского языка.
Накануне подписания президентом Украины «мовного» указа Киев украсили социальной рекламой: «Только оккупант не уважает язык народа, к которому пришёл». Интересно, какой смысл вложен в эти слова? Кого в Киеве считают «оккупантами» – закарпатских венгров и русинов? Русских людей, веками живущих на своей исторической территории? Из пафосной фразы, с помощью которой до жителей Украины киевский режим пытался заставить кого-то (кого?) уважать русский язык, следуют выводы:
– поскольку украинская власть не уважает языки «нетитульных» народов, живущих на Украине, по отношению к ним она является оккупационной. Как в Закарпатье, так и в Донбассе, как в Одессе, так и в Киеве, где как минимум для четверти населения русский язык – родной;
– все граждане Украины «нетитульной» нации, желающие сохранить родной язык в образовании и всех сферах жизни для киевской власти – «оккупанты».
Что ж, по крайней мере честно.
Киевский режим – оккупационный по отношению к «нетитульным» народам Украины
В тот день, когда Порошенко объявлял десятилетку украинского языка на школьной линейке, в Брюсселе во время встречи Совета Россия-НАТО российская сторона указала на недопустимость ущемления прав и свобод национальных меньшинств на Украине и на необходимость изменения закона «Об образовании». Накануне Венгрия также просила НАТО повлиять на Киев и заставить пересмотреть скандальный закон.
Но вместо этого – пустые обещания Порошенко о защите языков меньшинств и десятилетка мовы.
Что касается защиты, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок заявил, что венгры Закарпатья никогда больше не будут учить своих детей на родном языке. И требовать обучения на родном языке они просто не имеют права.
«Они хотят, чтобы до 5-го класса учились дети на венгерском языке – не просто изучали, а обучались… Должна быть чёткая, последовательная позиция – обучение и изучение. У нас, в Украине, обучение должно проходить на украинском государственном языке. И никто не имеет права нас принуждать к другому. А изучение языков национальных меньшинств – без проблем. Для этого закарпатские венгры могут организовать воскресные школы, церковные школы. Венгерское правительство может профинансировать целые курсы отдельные. Какие проблемы?» – сказал Тягнибок в телеэфире. И, что интересно, Порошенко его не одёрнул. А всё потому, что обещания президента защищать языки народов Украины не стоят и ломаной гривны.
Во время выступления Порошенко дети падали в обморок
Во время выступления президента в Ямницком лицее нескольким школьникам стало плохо. От теплового удара пострадали трое ребятишек. «Нескольким детям стало плохо, несмотря на то что было обеспечено большое количество воды для питья и школьники находились в тени до начала мероприятия», – сообщило информационное агентство УНН. На Украине сразу же вспомнили, как во время инаугурации Порошенко в 2014 году упал в обморок один из военных почётного караула – впоследствие на войне в Донбассе погибли и были искалечены десятки тысяч военнослужащих. А младшему сыну Порошенко тогда стало плохо во время молебна в Софийском соборе – и на Украине развернулись гонения на православие. Обмороки детворы во время объявления Порошенко «десятилетки мовы» местные жители также расценили как дурной знак.
Соб. корр. ФСК