На Украине есть один молодой министр, на рабочем столе которого соседствуют бюсты Бандеры и Пилсудского. А ещё этот чиновник регулярно делает громкие заявления, будоражащие общественность по обе стороны российско-украинской границы. Зовут его Владимир Омелян, и служит он министром инфраструктуры. За первую половину августа он успел громко объявить о готовности прекратить железнодорожное сообщение с РФ, а также предъявил претензии на Кубань. И сказано это было в эфире телеканала «Прямой», который фактически является одним из ресурсов украинского президента.
В данном случае Омелян заявил, что восстановить водоснабжение Крыма с территории Украины можно будет только после того, как Россия вернёт Кубань и сам полуостров. Мол, иначе никак.
Заявив о претензиях на Кубань, министр Омелян отправился в Донбасс покрасоваться в камуфляже и бронежилете
Омелян не первый раз «решает» судьбу Краснодарского края. Так, в 2017 году он публично заявил, что восстановление авиасообщения с РФ станет возможным, когда Украине отдадут Крым, Донбасс и Кубань.
Надо сказать, инфраструктурный министр – не единственный украинский политик, одержимый Кубанью. Только другие несколько осторожнее в своих речах. В частности, президент Порошенко после открытия Керченского моста рассуждал, что это даже хорошо, что есть мост, поскольку после возвращения Крыма переправа будет связывать с Кубанью, где живёт много украинцев.
А в конце марта Киевский горсовет решил переименовать улицу Маршала Жукова в улицу Кубанской Украины. Перед этим, справедливо опасаясь, что номер может не пройти, решили поинтересоваться мнением общественности. Голосование проводилось в Интернете на сайте киевской мэрии. С перевесом в три голоса победили сторонники улицы Жукова. Однако это ничего не значит: в случае с проспектом Бандеры и проспектом Шухевича киевская власть глас народа проигнорировала, списав «неправильное» голосование на ботов и троллей, которые якобы накручивали голоса против переименований. История может повториться и с улицей Кубанской Украины.
Короче, территориальные претензии на Кубань постепенно вводятся в украинский официальный дискурс, подогреваются «патриотическими» СМИ.
Этот журнал продавался во многих городах Украины
В последние дни июля увидел свет очередной номер журнала «Країна», где обширное место заняло интервью с диссидентом-антисоветчиком Валентином Морозом. Он предрекал скорый распад России и вхождение в состав Украины Краснодарского края. Его слова «Кубань – ми заберемо» были вынесены на обложку аршинными буквами.
Несколькими неделями ранее о Кубани рассуждал накрепко забытый в России, но привечаемый в «незалежной» Константин Боровой. Этот либеральный реликт 90-х уверен, что скоро Кубань сама попросится на Украину. Местные СМИ сладострастно цитировали Борового.
В феврале один из ведущих киевских музеев отметил юбилей «Кубанской народной республики»
А в феврале в украинских медиа творилось что-то близкое к вакханалии. Поводом стало 100-летие Кубанской народной республики, которая якобы была провозглашена в 1918 г. и сразу же присоединилась к УНР. Об этой республике чуть ниже, а пока скажем об истоках этой кубанской химеры.
Известно, что часть запорожцев в XVIII в. была переселена на Кубань, где составила Черноморское казачье войско. На этом основании украинофильствующие стали считать Кубань «своей» землёй. В 1917 году после падения в России монархии грезы начали превращаться в некое подобие территориальных претензий. Печатались карты, произносились речи, сочинялись планы присоединения Кубани, а заодно Ставрополя, Воронежа и Белгорода (правда, по этим городам мнения расходились).
Такой петлюровская УНР видела «свою» территорию – с Екатеринодаром, Туапсе и Гаграми
После гражданской войны, уже в эмиграции, самостийники продолжали бредить Кубанью. В 1925 году в Праге вышла книга «Очерки по истории революции на Кубани» Павла Сулятицкого, именовавшего себя «министром юстиции Кубанской народной республики» и ставшего основоположником мифа о её провозглашении. Закончилось тем, что республика-призрак попала в академическую «Энциклопедию истории Украины».
Только вот беда: во время гражданской войны существовала Кубанская рада, Кубанское краевое правительство, был войсковой атаман, а вот «народная республика», присоединившаяся к УНР, – с этим, извините… Однако химера «Кубанской Украины» прочно закрепилась в головах националистов и стала таким же элементом их сознания, как, допустим, «голодомор». Снова о Кубани вспомнили, когда началась горбачёвская перестройка. О том, что этот регион, а также Воронежская область потянутся к Украине, мечтал один из «отцов украинской государственности» Вячеслав Чорновил.
В 1991 году Украина получила независимость, и довольно быстро тема «возвращения» Кубани стала любимой игрушкой разного рода маргиналов. Они грезили, сочиняли какие-то книжки, которые рекомендовали в качестве учебного пособия для вузов Украины и Краснодарского края, печатали статьи в малотиражных газетах, но голос их не был слышен. Если кто из официальных политиков и позволял себе заявления об «украинской Кубани», то это был народный депутат Юрий Шухевич – сын главнокомандующего УПА [организация запрещена в РФ].
Книга, изданная в 2002 году, националисты рекомендовали её как учебник для студентов Украины и Кубани
Так бы, наверное, кубанский миф и болтался на своём маргинальном дне, если бы не события 2014 года. В условиях режима, который вылупился из майдана, о «Кубанской Украине» стали, не краснея, говорить высокопоставленные чиновники.
Если вспомнить об Омеляне, то в данном случае «возвращение Кубани» – его личный пиар. У этого молодого человека есть политические амбиции, и он старательно подогревает внимание к себе. Кстати, когда Омелян выступил с проектом запуска сверхскоростного поезда Hyperloop (детище Илона Маска), украинский обыватель обрадовался и стал рассуждать, как это будет замечательно. Можно не сомневаться, что слова Омеляна о Кубани тоже услышали.
Кубанская риторика выгодна не только министру инфраструктуры, но и всей украинской верхушке. Риторика эта даёт возможность прикрывать провалы в политике и экономике, греет душу «патриотической» общественности. Скоро ведь эти люди придут к урнам для голосования и тот, кто громче крикнет: «Вернём Кубань!», в их глазах получит дополнительное преимущество.
Пока что «Кубанская Украина» – продукт исключительно внутреннего потребления, но от этого он не менее вредоносен. В июле американский телеканал NBC снял репортаж о военизированном детском лагере «Азовец». Появился этот репортаж по инициативе Андрея Билецкого, командира полка «Азов» и лидера партии «Национальный корпус». Ролик показывает, как малолетние воспитанники лагеря дружно скандируют: «Вернём Крым, за ним Кубань и прогоним москальскую срань!»
Кадр из репортажа NBC
«Азовец» функционирует уже несколько лет и только в прошлом году через него прошло несколько сотен детей. Подобные лагеря созданы на Украине и другими фашиствующими организациями («Карпатский легион», «Чота» и др.). Детей там воспитывают в строго определённом духе – их учат ненавидеть Россию и всё русское.
Пройдет несколько лет, воспитанники «Азовца» вырастут – и тогда бредовая химера «Кубанской Украины» вряд ли покажется кому-то нелепой и безобидной.